Полным бардаком назвали общественники сферу пассажирских перевозок в Петропавловске

© Sputnik / Елена БережнаяНовые автобусы на улицах Петропавловска
Новые автобусы на улицах Петропавловска  - Sputnik Казахстан, 1920, 06.03.2023
Подписаться
О работе пассажирского городского транспорта говорили на очередном заседании областного общественного совета
ПЕТРОПАВЛОВСК, 6 мар — Sputnik. В Петропавловске перевозчики настаивают, что назрела необходимость повышения тарифов на проезд в общественном транспорте, а общественники считают, что сначала нужно навести в этой сфере порядок, передает корреспондент Sputnik Казахстан.
На сегодняшний день в областном центре действуют 19 городских, 11 пригородных и 13 дачных маршрутов. Обслуживают их восемь предприятий. Ежедневно на маршрут выходят порядка 195 автобусов.
В сентябре 2021 года через СПК "Солтүстік" приобретено 100 новых автобусов марки Yutong, таким образом городской парк обновили на 51%, внедрена электронная система оплаты проезда. С 2021 года акимат субсидирует убытки перевозчиков.
Однако на деле не все так гладко. Перевозчики постоянно жалуются на задолженности по субсидиям. Они до сих пор не до конца получили субсидии еще за 2021 год. За период с сентября по декабрь, согласно актам, предоставленным перевозчиками, необходимая сумма субсидий составила 924 млн тенге. Но в ноябре прошлого года акимат потребовал у перевозчиков предоставить фактические данные по затратам. В результате эта сумма стала меньше на 218 млн тенге. Впрочем, и ее акимат до конца все еще не выплатил.Сейчас задолженность перед двумя фирмами составляет 123 млн тенге. Ее обещают погасить в марте.
За прошлый год тоже есть долги: по фактическим затратам перевозчиков нужно было выплатить 3,1 млрд тенге, из них выплачено 2,1 млрд тенге.
Пассажиры счет любят
Постоянные задержки выплаты субсидий вызывают возмущение перевозчиков. Вместе с тем у акимата к перевозчикам тоже есть претензии. Так, в феврале для проверки достоверности предоставляемых данных акимат города провел замеры пассажиропотока на пригородных маршрутах и выявил занижение фактических данных перевозчиками, что в итоге влияет на сумму субсидирования.
В связи с этим городские власти предлагают установить на автобусы датчики подсчета пассажиропотока, которые позволят вести ежедневный фактический подсчет пассажиров. Обойдется это недешево - почти в 388 млн тенге, но, по словам заместителя акима города Адильбека Аубакирова, они быстро окупятся.
"По предварительным расчетам, при действующих тарифах внедрение таких датчиков на всех автобусах позволит сэкономить 550 млн тенге, а на 100 новых автобусах - порядка 296,2 млн тенге", - пояснил он.
Также в акимате считают, что есть необходимость восстановления диспетчерской службы общественного транспорта. Это позволит в режиме реального времени отслеживать движение подвижного состава, его количество на линии, контролировать пробеги.
Затронул Адильбек Аубакиров и тему повышения тарифа, который не менялся с марта 2017 года. Сейчас перевозчики готовят расчеты, коммерческие предложения, подтверждающие документы, после чего будет запущена процедура повышения тарифа. Насколько перевозчики попросят поднять тариф, пока неизвестно.
Сейчас при безналичном расчете проезд для взрослых стоит 80 тенге, для детей – 40 тенге, при оплате наличными – 130 и 65 тенге соответственно.
Свое мнение по поводу предстоящего удорожания тарифа выразил член общественного совета Евгений Кинцель.
"Я категорически против увеличения тарифа. Потому что сейчас цены растут на все, и повысить тариф - значит, сделать так, что наши люди станут еще беднее", – подчеркнул он.
"Такого бардака нет в других регионах!"
А общественник Павел Афанасьев считает, что прежде, чем поднимать тариф, нужно навести порядок в сфере пассажирских перевозок.
В частности, горожане жалуются на непродуманные маршруты автобусов, нарушения графиков движения автобусов, непрактичные, холодные и неудобные автобусные остановки, неработающие электронные табло на маршрутах и остановках и многое другое.
В социальных сетях жалуются жители областного центра и на водителей автобусов, в том числе на то, что те хамят пассажирам. Но среди комментаторов есть те, кто встает на защиту водителей, отмечая, что тем от государственных субсидий ничего не перепадает.
"Не хватает водителей общественного транспорта. А с чего их будет в достатке, если такое отношение? В 5 утра встань, целый день без горячей еды (да и в туалет толком не сходишь), порой с неадекватными пассажирами. Сломался - ремонтируйся сам. И домой они попадают ближе к 22 часам вечера... По 15-16 часов за рулем. Если не проходит техосмотр, то вообще день отработал бесплатно. Скоро и эти водители разбегутся. А ведь хозяевам маршрутов выплачиваются хорошие субсидии", – зачитал комментарий Павел Афанасьев
Общественник подчеркнул, что при выплате субсидий из бюджета необходимо анализировать и разбирать ситуацию на каждом маршруте, ужесточить требования к получению субсидий и тщательно проверять документы и информацию, поступающие от перевозчиков, на предмет их достоверности, для чего привлечь к работе областную ревизионную комиссию.
"Необходимо отказаться от субсидирования и от статуса "социально значимых" тех маршрутов, которые сами себя окупают, где большой пассажиропоток, которые проходят по всей территории города, являются популярными среди населения. А также от субсидирования тех маршрутов, владельцы которых предоставляют ложную информацию и фиктивные документы, о чем сообщала Антикоррупционная служба", – отметил Павел Афанасьев.
Он напомнил, что на январском заседании общественного совета Антикор рассказал о нарушениях в сфере перевозок, среди которых завышение фактического годового пробега, неравномерное распределение маршрутов по лотам при проведении конкурсов на обслуживание маршрутов, другими словами, лоббирование интересов отдельных перевозчиков.
При этом поднимается вопрос о повышении тарифа на проезд в общественном транспорте.
"Для убедительности перевозчики приводят в пример соседние регионы. Но данные сравнения, по нашему мнению, являются некорректными, поскольку в каждом регионе Казахстана своя социально-экономическая ситуация, свой прожиточный минимум населения, а каждый из перевозчиков имеет свои затраты, свой размер доходов, свою себестоимость оказываемых услуг и свою собственную рентабельность, не похожие на других. Нельзя всех мерить одной шкалой! Более того, прежде чем говорить о повышении тарифов, следует навести порядок в том, что уже есть, и избавиться от полного бардака в общественных перевозках СКО, какого нет в других регионах. Там таких жалоб от населения в социальных сетях и СМИ мы не видим. Самая вопиющая ситуация в Петропавловске!" - заключил Павел Афанасьев.
Перевозчики тоже плачут
Присутствующая на заседании председатель ОО "Автотранспортный союз СКО" Галина Семенова признала, что водители действительно вынуждены перерабатывать, поскольку работников не хватает. Но заверила, что за это предусмотрены премии.
При этом она отметила, что львиная доля субсидий уходит на погашение лизинговых платежей. Выплачивать кредит за 100 новых автобусов предстоит еще семь лет. Поэтому новый тариф даже в 100 тенге уже ненамного улучшит ситуацию.
"Вот вы говорите все дорожает, еще и проезд повысится... А почему наша сфера должна быть как изгои? Топливо пусть дорожает, автошины, запчасти, коммунальные услуги, продукты пусть дорожают... А мы с 2017 года работаем по этому тарифу, это серьезный период. Говорите не сравнивать с соседними регионами, но практически везде по республике цены одинаково растут", – посетовала Семенова.
Она подчеркнула, что перевозчики не настаивают на повышении тарифа, но просят тогда субсидировать их вовремя.
"Сейчас мы за сентябрь только получаем субсидии, и то не в полном объеме. Сегодня уже март. Как мы будем качественно работать, в выходные выходить? Не хватает средств! Но про это никто не говорит ни на одной площадке. На пять месяцев идет отставание по субсидиям - а вы нас только кнутом. Платите вовремя! Месяц отработали – дайте нам то, что положено по закону. Мы не просим лишнего. И тогда спросите с нас!" – заключила Галина Семенова.
Лента новостей
0