Как изменится жизнь казахстанцев после повышения минимальной заработной платы

© Sputnik / Абзал КалиевДеньги, портмоне, тенге купюры
Деньги, портмоне, тенге купюры - Sputnik Казахстан, 1920, 06.09.2023
Подписаться
С 1 января 2024 года в Казахстане минимальная заработная плата будет 85 тысяч тенге. Корреспондент Sputnik Казахстан связался с экспертами и выяснил, повлияет ли повышение МЗП на благосостояние казахстанцев
АСТАНА, 6 сен — Sputnik. Инфляция в Казахстане в августе составила 13,1% в годовом исчислении. Цены на продовольственные товары повысились на 12,4%, непродовольственные товары – на 13,5%, платные услуги – на 13,9%.
Финансист Расул Рысмамбетов считает, что повышение МЗП также приведет к росту инфляции.

"Годовая инфляция сейчас 13,1%, могу осторожно предположить, что будет выше 14%. Правительство предлагает повышение минимальной заработной платы, считая, что это не вызовет инфляцию. Объясняя это тем, что большая часть будет за счет работодателя, но на мой взгляд, это может повлиять на инфляцию и ускорить некоторые пункты", - говорит финансист.

По мнению эксперта, план хороший, но и 85 тысяч тенге на самом деле мало.
"Надо смотреть детально на исполнение послания президента. Это нормальный процесс. Но главное, чтобы эти деньги были чем-то обеспечены. Допустим, денежная масса увеличится на 5%, то тогда объем товаров и услуг тоже должен увеличиться хотя бы на 4-5%", - пояснил Рысмамбетов.

Станут ли лучше жить казахстанцы

Экономист Арман Байганов с Рысмамбетовым не согласен - он уверен, что на инфляцию рост МЗП не повлияет.
"В настоящее время инфляция остается высокой. По этой причине правительство немного повышает минимальную заработную плату и "обновляет" статистику. Эта мера не создаст условий, и население не станет жить лучше. Заработная плата госслужащих сильно не вырастет. Они и без этого получают минимум 100 тысяч. Поэтому не могу сказать, что минимальная заработная плата кардинально поменяет жизнь населения. На инфляцию тоже не повлияет", - считает экономист.
Такую же точку зрения высказал и экономист, экс-советник председателя Национального банка Айдархан Кусаинов.

"На госбюджет это никакую нагрузку не окажет. Это нормальный процесс, жизнь дорожает, покупательская способность падает, поэтому во многих странах она просто индексируется автоматически по инфляции, равно как и пособие. Повышение с 70 до 85 тысяч тенге - это в реальности чуть выше, чем инфляция", - говорит Кусаинов.

Также, по словам Кусаинова, здесь нет никакой политической подоплеки.
"В прошлом году, когда с 60 тысяч тенге подняли до 70 тысяч тенге, тогда повышение было меньше, чем инфляция. То есть ее недодавали, и сейчас это прозвучало как подарок. Но на самом деле это просто то, что должно быть. Когда в 2019 году с 23 тысяч тенге сразу подняли до 42 500, тогда да, в этом была определенная политика", - говорит эксперт.

МЗП как уровень крайней нищеты

Экономист Ануар Нуртазин назвал повышение МЗП догоняющими выплатами.
"К сожалению, у нас почти 2 млн человек получают (зарплату) на минимальном уровне, однако 15 тысяч тенге, которые добавят к уже существующим 70 тысячам тенге, умноженным на 350 тысяч бюджетников при максимальном наполнении штатом, - это около 5 млрд тенге, сумма за год - всего 63 миллиарда тенге. То есть 63 миллиарда тенге для бюджета страны в 24 триллиона — это крохотные 0,0026 от доли бюджета. При том, что это не полностью для госбюджета. Также это не повлияет на инфляцию. Потому что это уровень крайней нищеты в соответствии с показателями международных финансово-экономических институтов. Это так называемые догоняющие выплаты", - говорит экономист.
По данным Всемирного банка и ООН, в цифрах 2017 года указано, что порог крайней нищеты рассчитывается в размере 2 доллара 15 центов на человека в день.
"Соответственно, если брать среднестатистическую казахстанскую семью, в которой трое детей и двое родителей, то из расчёта 2,15 доллара при запланированном на текущий год курсе – 470 тенге за доллар - на семью выходит 152 тысячи тенге в месяц. 85 тысяч тенге - это 56%, просто факт. Третий факт: 85 тысяч от 70 тысяч — это увеличение на 21,4%, фактически это догоняющее покрытие инфляции, которая только официально за прошлый 2022 год в Казахстане превысила 20%, а продовольственная более 25%. Как в таких условиях выжить? Как будет развиваться малый бизнес? Откуда взять платежеспособный спрос?" - пояснил Ануар Нуртазин.
В своем послании глава государства отметил, что данная мера позитивно отразится на благосостоянии около 1 миллиона 800 тысяч граждан, включая 350 тысяч бюджетников.
"Вот 63 млрд тенге для всей страны, за минусом еще налоги, пенсия и т.д. – много или мало? Давайте сравним: только один самолёт Airbus ACJ320neo (во флоте Berkut Air — государственной авиакомпании, которая подчиняется Управлению делами президента), по данным открытых источников, стоил более 100 миллионов долларов, или более 47 млрд тенге", - уточнил экономист.
Доходная часть бюджета - 20,4 трлн. тенге, из которых предусмотрены следующие выплаты:
2,6 трлн тенге на силовой блок, то есть 13% от дохода (это 2,6% от ВВП - для сравнения, военные расходы Японии - 1,1%, Германии – 1,4%, Канады – 1,2%. То есть очень богатые страны не могут позволить роскошь финансировать силовой блок, считает эксперт);
2,8 трлн тенге - поддержка реального сектора (крупные холдинги, банки второго уровня), то есть 14% от дохода;
около 3 трлн тенге на обслуживание и погашение долгов, то есть 15% от доходной части бюджета.
Эти три категории - это 42% от доходной части госбюджета при нефтяной поддержке, отмечает Ануар Нуртазин.

"Название новое, но все, что сказал президент, сообщество экономистов Казахстана поднимает уже давно. Проблема в том, что президентом не выбрана новая экономическая модель развития – а это проблема, так как предыдущая модель себя исчерпала. К примеру, рост ВВП за период 2011- 2021 год составил минус 13,7% на душу населения, то есть по факту падение и, как следствие, потерянное десятилетие", - считает экономист.

В послании есть отдельные фрагментированные хорошие решения, но нет структуры общей модели развития, сказал Нуртазин.
"К примеру, каким путем мы идем к реализации: жесткий прагматизм и твердое госрегулирование или абсолютная либерализация. Даже относительно узкая задача – адекватный выбор точек инновационного роста – была бы решена, необходимы два условия. Первое – кто-то в кругах, близких к правительственным, должен обладать истинно стратегическим мышлением. Второе – этот кто-то должен иметь возможность донести нужную информацию до тех, кто принимает политические решения, и быть услышанным. Дело отнюдь не в чьих-то персональных качествах, дело в целостной картине мира, которую сейчас не формирует никто из представителей властных эшелонов. Фактически разрушена системная связь между людьми умными и элитами", - заключил экономист.
Лента новостей
0