Кто шьет одежду для священников? Экскурсия в необычное ателье в Алматы

© Photo : Галина Галкина, АПНОблачение
Облачение - Sputnik Казахстан, 1920, 09.12.2023
Подписаться
Модельеры, создающие облачения для священнослужителей, трудятся в тиши, в стороне от модных тусовок: слишком специфический у них жанр. Но по красоте и эксклюзивности эта одежда могла бы соперничать с самыми исключительными изделиями высокой моды
АСТАНА, 9 дек- Sputnik, Галина Галкина, АПН. В Алматы золотошвейная мастерская, где разрабатывают и шьют одежду для казахстанских священников, находится на территории Иверско-Серафимовского женского монастыря и занимает две небольшие комнаты в жилом корпусе.
Заведует этим уникальным цехом иеромонах Роман (в миру Чистяков), клирик Вознесенского кафедрального собора. В светской одежде он выглядит как глава респектабельного модного дома. В общении иеромонах Роман оказался скромным, приветливым, открытым. Его коллеги – швеи, закройщицы, разработчицы моделей, вышивальщицы – небольшая команда высокопрофессиональных специалистов, часть из которых работает на дому – занимается ручной вышивкой.
Именно ручная вышивка – одно из главных достояний золотошвейной мастерской. Откуда все эти великолепные узоры, приемы в пошиве столь исключительных нарядов? Иеромонах Роман не делает из этого тайны:
"Вдохновение мы черпаем в старинных русских, византийских швейных церковных изделиях", - поделился Роман.
Все это необходимо увидеть воочию, подчеркнул он, в поездках в Грецию, Италию, участвуя в богослужениях, фотографируя лучшие образцы, пользуясь опытом коллег.
© Photo : Галина Галкина, АПННадежда Александровна и иеромонах Роман
Надежда Александровна и иеромонах Роман - Sputnik Казахстан, 1920, 09.12.2023
Надежда Александровна и иеромонах Роман
"Любой художник, поэт, композитор в своем творчестве, помимо собственных идей, воплощает опыт предыдущих поколений. А в нашей работе важны традиции. Но, кроме того – с учетом многонациональности наших прихожан - мы используем не только русские орнаменты, но и мотивы тюркских народов", - рассказал он.

История одного манекена

Непременный атрибут в швейном цехе - примерочный манекен. Оказалось, что это не просто некий необходимый элемент в мастерской, но настоящий артефакт. И рассказала о нем модельер-конструктор Надежда Александровна Ведянова - самая опытная сотрудница в коллективе.
© Photo : Галина Галкина, АПНИсторический манекен "живет" в мастерской уже много лет
Золотошвейная мастерская - Sputnik Казахстан, 1920, 09.12.2023
Исторический манекен "живет" в мастерской уже много лет
В советское время она работала в правительственном ателье. Манекен был специально изготовлен для пошива одежды первому секретарю ЦК компартии Казахстана Димашу Ахмедовичу Кунаеву.
"Замечательный был человек", - с теплотой отзывается о первом лице КазССР Надежда Александровна.
Мастерица помнит, что увидела впервые манекен в 1976 году, а создан он был еще раньше.
Портновский муляж рассчитан на человека крупной комплекции. Надежда Александровна поясняет, что Димаш Ахмедович Кунаев не был столь упитанным, как на это "намекает" муляж:
"Первый секретарь ЦК компартии Казахстана был вполне стройным, подтянутым. Манекен сделали с запасом, потому что шили мы не только костюмы, но и зимние пальто, которые должны быть объемнее, чем пиджак. Изделие надевали на манекен и отпаривали, чтобы придать ему форму, и чтобы пальто или пиджак не сидели на фигуре в обтяжку".
В правительственном ателье работал легендарный модельер-конструктор советских времен Михаил Николаевич Копийко. Родом он из Караганды, и как лучший специалист оказался в Ателье №1, обшивал заказчиков партийной элиты. Он и обучал Надежду Александровну, она прошла хорошую школу, стала "мастером высшего класса по пошиву мужской и верхней одежды" – такова ее квалификация и сегодня. А теперь Надежда Ведянова работает в ризной – так здесь называют золотошвейную мастерскую:
"Работа здесь интереснее и полезнее для меня – отдыхаю телом и душой, когда шью. Все мы выполняем свою работу добросовестно и с вдохновением".
Вместе с Надеждой Александровной оказался в ризной и этот уникальный манекен, который женщина сохранила, когда рухнул Советский Союз. И вот ведь совпадение – кунаевский муляж по размерам соответствует фигуре и комплекции митрополита Казахстанского и Астанайского Александра.
"Митрополит Александр - статный, представительный. Как человек он - грамотный, выдержанный и очень работоспособный. Откуда в нем такая высокая работоспособность?" - охарактеризовала его Надежда Александровна.

Команда мастеров

Команда в нынешнем составе трудится больше десяти лет. Иеромонах Роман возглавил мастерскую в 2010 году.
© Photo : Галина Галкина, АПНВ мастерской
В мастерской - Sputnik Казахстан, 1920, 09.12.2023
В мастерской
Руководитель золотошвейного цеха иеромонах Роман вместе с Юлей разрабатывает рисунки, делает машинную вышивку. Он, как и его предшественник - игумен Феодосий (Белобородов) - стал душой коллектива, его движущей силой, генератором идей.
Конечно, не всегда все шло гладко в швейном цехе, приходилось обучаться сложным вещам.
"Глазами одно представляешь, а получается другое. Поначалу и слезы были. Но в такой работе сердиться нельзя. Все у нас как в любом трудовом коллективе", - вспоминают женщины.
© Photo : Галина Галкина, АПНЮлия
Юлия - Sputnik Казахстан, 1920, 09.12.2023
Юлия
Самая младшая в команде, Юля, работает второй год в ризнице. Закончила алматинский Колледж декоративно-прикладного искусства, получила специальность "художественное ткачество". Некоторые вышивки выполняет вручную, но основная часть работы – машинное вышивание. Есть работницы, которые трудятся на дому, и они выполняют исключительно ручную вышивку по старинным технологиям, которые из Костромы привез отец Феодосий.
© Photo : Галина Галкина, АПНВ мастерской
В мастерской - Sputnik Казахстан, 1920, 09.12.2023
В мастерской
Часть облачения священнослужителей – головной убор митра, для которой есть свой манекен-тулья. Татьяна Степановна Земляная – мастер по изготовлению головных уборов. Но она не посвящает во все тонкости технологии изготовления митры – важной составляющей облачения священнослужителей: есть ведь и свои профессиональные тайны у мастериц.
Все делается вручную. Иные из головных уборов – настоящие произведения искусства. Когда Татьяна Степановна впервые пришла в мастерскую, ей поручили сшить элитон. Она спросила, что это такое, ей ответили, что в элитон заворачивается антиминс (атрибуты ведения служб.) Татьяна Степановна поняла, что ей придется многое постичь, и принялась за работу.

Традиции мастерской

Игумен Феодосий (Белобородов) – остается культовой личностью в золотошвейной мастерской, он покинул наш мир год назад. Но для сотрудников ризницы, для тех, кто его знал, коллега и наставник отец Феодосий будто остался с ними и наполняет духом созидания швейную мастерскую. Он был менеджером и маркетологом золотошвейной мастерской, выражаясь современным языком, и автором многих творческих идей.
© Photo : Галина Галкина, АПНЗолотошвейная мастерская
Золотошвейная мастерская - Sputnik Казахстан, 1920, 09.12.2023
Золотошвейная мастерская

"У отца Феодосия в голове всегда было множество идей. И он знал, как их применить. Замечательный, активный. Человек на своем месте", - вспоминает Надежда Александровна .

14 лет назад из Костромы в Алматы приехала мастер вышивки Татьяна Александровна Криницына (Бабухина). В советское время она работала хранителем музейной экспозиции в костромском Ипатьевском монастыре. Сотрудницы музея восстанавливали старые иконы и шитье. Татьяна Александровна всю свою жизнь посвятила изучению старинных технологий. В Казахстан она приехала по приглашению митрополита Александра, обучала девушек, передавала свой уникальный опыт. И две из них работают, когда случаются большие индивидуальные заказы – со сложной ручной вышивкой.
© Photo : Галина Галкина, АПНВ мастерской
В мастерской - Sputnik Казахстан, 1920, 09.12.2023
В мастерской
У золотошвейной мастерской высокая репутация. Здесь искусству вышивки обучалась супруга французского консула Генерального консульства Франции в Алматы.
Во время службы в Вознесенском кафедральном соборе, женщины молятся, но еще и украдкой смотрят на творение своих рук со стороны:
"В храме иной свет, и то, что мы шили в ризнице, выглядит иначе - ярко, красиво, целостно. В эти одеяния каждая из нас вложила свою молитву, частичку труда, творчества".
Мастерицы золотошвейной мастерской уверены, что по завершении работы происходит нечто удивительное: исчезают все шероховатости и малейшие недостатки, которые только им и были известны. И то, во что они вкладывали душу и все свои старания, обретает красоту и безупречность.
Волонтеры на показе модных католических облачений разных эпох - Sputnik Казахстан, 1920, 16.11.2021
Фото
Под музыку органа: в соборе Нотр-Дам прошел "модный" показ одежды для священников - фото
Лента новостей
0