Дарбаза - Мактаарал: перспективы новой железной дороги для Казахстана и Узбекистана

© Photo : пресс-служба АО НК "Казахстан Темир Жолы"Грузовые вагоны
Грузовые вагоны - Sputnik Казахстан, 1920, 11.12.2023
Подписаться
Какие возможности открывает новая ж/д ветка для двух крупнейших экономик Центральной Азии и что говорят об этом эксперты
АСТАНА, 11 дек — Sputnik. В конце ноября в Туркестанской области началось строительство новой железной дороги, которая свяжет Казахстан и Узбекистан. Там же откроют новый пункт пропуска через казахстанско-узбекскую государственную границу.
Линия Дарбаза – Мактаарал возводится по поручению президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева. Ожидается, что она даст импульс дальнейшему развитию транспортно-транзитного потенциала республики.
"Железные дороги являются стальными артериями, обеспечивающими развитие экономической и социальной сфер нашего государства. В прошлом году был перевезен максимальный за 30 лет независимости Казахстана объем грузов, который составил свыше 245 млрд тонно-километров. Высокие темпы сохраняются и в текущем году", — отметил премьер-министр РК Алихан Смаилов на церемонии запуска проекта.
Глава правительства подчеркнул, что до конца 2023 года объем перевозок грузов с Узбекистаном прогнозируется на уровне порядка 31 млн тонн, что на 16% выше уровня прошлого года.
О новом маршруте, его потенциале и возможном влиянии на экономику целого региона – в материале Sputnik Казахстан.

Новый стратегический маршрут

C начала 2023 года по настоящее время объем перевезенных грузов между Казахстаном и Узбекистаном составил 25,8 млн тонн. Товары экспортируются через единственную межгосударственную станцию "Сарыагаш".
Новая дорога строится, чтобы разгрузить пункт пропуска, который работает на пределе пропускных возможностей.

"Напряжение на участке Сарыагаш – Ташкент ослабится. В последние годы там много грузов. При этом не все из них вовремя передаются, потому что этот стык не рассчитан на такой грузопоток. Он резко возрос в последние два-три года. Строительство поможет разгрузить этот основной участок и дать движение пассажирским поездам", - пояснил заместитель председателя правления АО "НК "Қазақстан Темір Жолы" Канат Альмагамбетов.

Кроме того, проект позволит увеличить экспортные перевозки в южном направлении. Поставки товаров в Афганистан, Иран, Таджикистан и Узбекистан будут быстрее проходить по этой линии, продолжил замглавы КТЖ.
Линия Дарбаза – Мактаарал поспособствует развитию Туркестанской области. Так как дорога соединит два отдаленных района – Мактааральский и Жетысайский – с остальной частью Казахстана, то регион сможет соединиться с основной сетью железных дорог республики.
"Будет построено 9 станций. Железная дорога даст прямой выход грузов из Казахстана в эти районы и с данных районов в Казахстан. Потому что сейчас они вынуждены проходить границу с Узбекистаном. Это сказывается на развитии районов. После строительства они получат новый серьезный импульс", — отметил Альмагамбетов.
В настоящее время обсуждается строительство железной дороги через Пакистан в Индию, поделился замглавы КТЖ. И запуск линии Дарбаза – Мактаарал станет значительным вкладом Казахстана в развитие этого стратегического маршрута.
"Мы прогнозируем, что грузопоток дополнительно увеличится на 10-14 млн тонн. А в дальнейшем возможен рост до 20-25 млн тонн. Этот участок, обходя Ташкентский узел, будет гораздо быстрее провозить грузы в обоих направлениях", — добавил Альмагамбетов.
Проект реализуют в два этапа. В первую очередь построят линию Ердаут – Мактаарал – государственная граница Узбекистана с выходом на станцию "Сырдарья". Затем в эксплуатацию введут ветки Жетысай – государственная граница Узбекистана с выходом на ту же станцию.
Всего будет построено 152 км железнодорожного полотна. Проект позволит обеспечить работой 3 400 человек, 85% работ приходится на долю Казахстана.

Что говорят эксперты

Очевидный плюс от совместного проекта – расширение торговли, облегчение грузоперевозок, утверждает финансовый аналитик Расул Рысмамбетов.
“Узбекистан – самый крупный торговый партнер Казахстана в Центральной Азии. Очень много товаров завозят в Казахстан, точно так и мы экспортируем туда. Транзит из Казахстана в Узбекистан очень высокий, и это усилит рост торговли. И увеличит товарооборот между Казахстаном и Узбекистаном”, - поделился прогнозами эксперт.
По его словам, все стороны заинтересованы в строительстве новых экспортных путей, чтобы торговать в больших объемах.
“Я ожидаю от новой железной дороги увеличения пассажиропотока, вместе с тем логистика будет улучшаться. Грузопоток на юге Казахстана замедляется, так как все товары проходят через один погранпункт как через бутылочное горлышко. Поэтому для южных регионов очень важно отправлять грузы по альтернативным маршрутам”, - считает Рысмамбетов.
Роль Казахстана в Центральной Азии возрастает за счет транспортно-логистического потенциала, говорит аналитик. Поэтому основная задача Казахстана – улучшать торговлю и логистику между странами.
“Я думаю, проект окупится за несколько лет. Потому что отечественный малый, средний и крупный бизнес получит доступ к рынку Узбекистана. А это 35 млн человек населения. Несмотря на то, что мы соседи, между странами плохая логистика: мало складов, мало погранпереходов. Однако я полон оптимизма”, - добавил он.
Вместе с тем, есть определенные риски, отметил Рысмамбетов.
“Железная дорога будет очень дорогой. И очень важно, чтобы ее построили без значительных финансовых нарушений, как это обычно бывает. Напомню, смета железной дороги "Досжан" увеличивается со временем, есть и другие такие примеры”, - подчеркнул спикер.
По мнению эксперта, республика должна больше инвестировать в развитие транспорта и логистики.
"Большая часть пути будет на территории Казахстана, и мы можем позволить себе такое строительство. И нужно строить как можно больше ж/д путей между соседними странами. Нужно выстраивать новые маршруты между историческими соседями, с кем нам выгоднее всего торговать", - резюмировал он.

Кто больше заинтересован, тот и платит?

Строительство новых транспортных транспортных маршрутов, связывающих Узбекистан и Казахстан, в первую очередь работают на интересы Казахстана, уверен директор Центра исследовательских инициатив Ma’no (г. Ташкент) Бахтиёр Эргашев. Казахстану жизненно необходимо обеспечивать выход в южном направлении, утверждает он.
"Дорога через Россию и Беларусь в Европу становится все более затруднительной - автогрузовые перевозки почти прекращены. Есть железнодорожные, но там тоже есть свои проблемы. Транскаспийский маршрут ещё до конца полностью не отработан. Там есть как технического, так и политического характера вопросы, которые надо решать, чтобы заработал так называемый средний коридор Китая до Турции через Центральную Азию", - пояснил Эргашев.
Альтернативой этим торговым путям для Казахстана является выход на иранские порты в Аравийском море и на Индийский океан.
“Нынешние проекты по обеспечению взаимосвязанности железнодорожных транспортых маршрутов между Казахстаном и Узбекистаном, конечно же, нужны. Казахстан собирается экспортировать серьёзные объёмы грузов – зерна, продовольствия, бобовых, масла – в страны Персидского залива. Казахстан всерьез рассматривает возможность производства халяльной продукции для продажи в арабских монархиях, поэтому это всё очень важно”, - продолжил аналитик.
Он также отметил, что иранские порты дают доступ на рынки Восточной Африки. По прогнозам эксперта, там казахстанское продовольствие будет пользоваться спросом, и в рамках транспортной политики республики это вполне ожидаемое решение.
“До февраля 2022 года всё нормально шло через черноморские порты: и зерно, и продовольствие, и всё остальное. Сейчас с этим возникают проблемы, поэтому нужны выходы на южные порты с выходом на Индийский океан, Юго-Восточную Азию, на Восточную Африку”, - добавил Эргашев.
Вместе с тем он перечислил пользу для Узбекистана.
"Не стоит говорить, что проект выгоден только Казахстану. Это выгодно и Узбекистану, который будет лучше использовать свой транспортный транзитный потенциал. Грузы будут идти через Узбекистан и выходить через Туркменистан и Иран на порты Персидского залива", - отметил спикер.
Мощности по транспортировке грузов и пассажиров должны постоянно увеличиваться, и поэтому строительство новых маршрутов очень важно, нужно это продолжать, подчеркнул Эргашев.
"Так как Казахстан больше заинтересован, получается Казахстан больше вкладывается в строительство данной дороги. Хотя каждая страна строит свои участки железных и автомобильных дорог на свои финансы, поэтому здесь особых обид или какого-то непонимания быть не должно", - заключил Эргашев.

Взаимная торговля Казахстана с Узбекистаном

За девять месяцев 2023 года страны наторговали на $3,3 млрд.
В числе экспортируемых Казахстаном товаров - пшеница, полуфабрикаты из нелегированной стали, мука пшеничная или пшенично-ржаная, удобрения минеральные смешанные, масло подсолнечное, руды и концентраты медные, прокат плоский из нелегированной стали горячекатаный, говядина свежая или охлажденная.
Импорт из Узбекистана за январь-сентябрь 2023 года вырос на 4% - до $957,8 млн. По большей части Узбекистан поставляет в Казахстан кузова для автомобилей, двигатели внутреннего сгорания с искровым зажиганием, прокат плоский из нелегированной стали плакированный, части и принадлежности для автомобилей, абрикосы, вишню, черешню, персики, сливы и терн, холодильники, морозильники и холодильное оборудование.
В Туркестанской области началось строительство новой железнодорожной линии Дарбаза – Мактаарал - Sputnik Казахстан, 1920, 27.11.2023
Знаковый проект: новая железная дорога свяжет Казахстан и Узбекистан - премьер
Лента новостей
0