Сократить прямые бюджетные траты на крупные проекты призвал депутат

© Sputnik / Владислав ВодневПленарное заседание мажилиса
Пленарное заседание мажилиса - Sputnik Казахстан, 1920, 13.12.2023
Подписаться
По его мнению, помочь в этом могут новые модели государственно-частного партнерства
АСТАНА, 13 дек – Sputnik. Правительство должно пересмотреть принципы финансирования крупных проектов из госказны, заявил депутат мажилиса Магеррам Мегаррамов. Он полагает, что следует чаще разделять ответственность между государством и частным инвестором и разработать несколько моделей ГЧП.

"За 2023 год стремительно упало количество проектов государственно-частного партнерства (ГЧП) и объем инвестиций по ГЧП-контрактам. Деньги в инфраструктуру почти не привлекаются по причине боязни чиновников привлечения к ответственности из-за прошедших проверок контролирующих органов", - обратился он с депутатским запросом к главе правительства.

Правительство, по его мнению, плохо обучило чиновников расчётам эффективности применения ГЧП.
© Photo : Сайт парламента КазахстанаДепутат мажилиса Магеррам Мегаррамов
Депутат мажилиса Магеррам Мегаррамов - Sputnik Казахстан, 1920, 13.12.2023
Депутат мажилиса Магеррам Мегаррамов
“По обращениям местных и иностранных инвесторов наблюдаются случаи отказа или пересмотра в одностороннем порядке условий ГЧП со стороны государственных органов. Такая бессистемная работа влечёт за собой снижение инвестиционной привлекательности Казахстана в целом", - утверждает депутат.
Среднее время разработки и согласования проектов ГЧП составляет полтора-два года, поэтому инвестиции стало проще осуществлять через прямые расходы бюджета, пояснил Магеррамов.
"Хотя во всём мире инфраструктурные проекты в основном осуществляются через ГЧП, так как позволяют передать риски инвестиционной стадии на частного партнёра и защищают государство от удорожания в процессе строительства", - продолжил депутат.
К примеру, в автодорожной отрасли ежегодно осуществляется около 10 тысяч государственных закупок. При этом Азиатский банк развития с 2018 года предлагает перейти на долгосрочные контракты ГЧП эффективного (бездефектного) содержания дорог – контракты, нацеленные на результат.
"Такие контракты позволят решить вопросы с качеством дорог, с дефицитом битума в строительный сезон, со снижением стоимости затрат на ремонт и содержание дорог", - поделился мажилисмен.
По его словам, такая же ситуация сложилась с национальным проектом "Комфортная школа" на 2,3 трлн тенге, где из трех предусмотренных механизмов выбрано только строительство школ "под ключ", а другие механизмы, например ГЧП, не используются.
“Не предусмотрена реновация устаревших школ по механизму ГЧП с частичным софинансированием из республиканского и местного бюджета, из которых более половины построены в советское время и 57 находятся в аварийном состоянии", - отметил Магеррамов.
Необходимо разработать нескольких программных ГЧП, сказал депутат и привел примеры:
по ремонту автомобильных дорог,
по строительству школ и общежитий,
по строительству социального жилья и другой инфраструктуре.
“Необходимые средства для этих программных ГЧП уже имеются в республиканском бюджете – нужно перераспределение", - подчеркнул он.
В сферах ТБО, транспорта, КОС, ТЭЦ, сети госорганы не используют ГЧП, что сказывается на отсутствии инвесторов.
“Именно в этих секторах уже имеется законодательная база, порядок формирования тарифов и цен, да и все признаки указывают на безальтернативность ГЧП, но барьеры и нежелание чиновников приводят к отсутствию проектов ГЧП", - заключил Магеррамов.
В связи с этим Кабмин должен перейти на новую модель государственно-частного партнерства, отметил он.
Лента новостей
0