Китай

Китай не хочет быть главным спонсором проекта "Один пояс один путь"

2496
(обновлено 17:05 22.05.2017)
"Один пояс – один путь" – самый амбициозный проект Китая, целью которого является воссоздание Шелкового пути. Однако в последнее время Поднебесная заявляет о том, что не собирается брать на себя всю ответственность и оплачивать все проекты

АСТАНА, 12 мая — Sputnik, Катерина Клеменкова. Казахстан, мечтая возродить свою историческую роль и стать крупнейшим транзитным хабом Центрально-азиатского региона, уповает на инвестиции из Китая. В рамках широко разрекламированного проекта "Один пояс — один путь" Китай обещал вложить в экономику стран региона десятки миллиардов долларов: построить новые дороги, железнодорожные ветки, проложить трубопроводы.… Но в последнее время если не планы, то риторика Поднебесной изменилась.

В интервью Sputnik Казахстан известный китаевед, главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований (КИСИ), профессор Константин Сыроежкин рассказал о целях китайского проекта и той роли, которая отводится в нем Казахстану.

– Константин Львович, можете рассказать о том, какая роль отводится Казахстану и другим государствам Центральной Азии в проекте "Один пояс — один путь"?

Роль центральноазиатских государств в проекте "Один пояс – один путь" — очень объемная тема. Если кратко, то здесь несколько направлений. Во-первых, Казахстан – транзитная территория, это преимущество грех не использовать. Во-вторых, планируется новая программа сотрудничества в несырьевом секторе. В-третьих, расширение сотрудничества в сфере энергетики. В-четвертых, сотрудничество в наукоемких отраслях. В-пятых, сотрудничество в агросфере. Не говоря уже об упрощении таможенных и визовых процедур, увеличении товарооборота и обменов между людьми. Другими словами, выбирать есть из чего.

– То есть в идеале китайский проект принесет в нашу жестко пострадавшую от кризиса экономику только благодать? Но можно ли верить Китаю?

Китай не обещает никаких благ. Более того, в последнее время он настаивает на том, что не собирается брать на себя всю ответственность и оплачивать все проекты. Он предложил идею, а присоединиться к ней или нет – дело суверенных государств. Идея интересная и направлений в ней много. Выбор за нами, но альтруизма со стороны Китая ждать не стоит. Что касается верить – не верить, то это не категория международных и тем более коммерческих отношений. Рентабельность любого проекта нужно просчитывать.

– Раз уж речь зашла о выгоде, которую нужно просчитывать… На сегодняшний день конкурирующими в Центральной Азии являются три геополитических проекта – американский "Новый Шелковый путь", российский "Евразийский союз" и китайский "Экономический пояс на Шелковом пути" (ЭПШП). Какой из них выгодней Казахстану?

Об американском проекте я бы не говорил вообще. Это – нереализуемый проект, о котором уже почти все забыли. Что касается ЕАЭС и ЭПШП, я бы ставил на первое место не вопрос о конкуренции, а вопрос о взаимодополняемости проектов. Направлений масса, тем более что в некоторых сферах проекты решают, по сути, аналогичные задачи. Что касается позиции Казахстана, выбор сделан. Казахстан активно работает и в том, и в другом проекте. К сожалению, пока не получается наладить эффективное сопряжение в треугольнике "ЭПШП – ЕАЭС – национальная программа "Нурлы жол". Но я уверен, что со временем получится и это. О выгоде я говорил выше. Выбор за нами. При разумном подходе и грамотном маркетинге проблем быть не должно. Главное, чтобы не получилось по Черномырдину.

Фотовыставка Новый облик и достижения Великого Шелкового Пути
© Sputnik / Анатолий Устиненко
 По мнению некоторых экспертов, в основе китайской инициативы лежит претензия Китая на лидерство в Евразии. Ведь китайцы на протяжении тысячелетий считали свою страну центром мира, Срединным царством. Сколько политической и экономической свободы окажется у Казахстана в результате реализации этого масштабного проекта?

В Китае так вопрос не ставят. Напротив, главный тезис Китая – его готовность поделиться своими успехами с сопредельными странами и "богатое и равноправное соседство". Тезис о Срединном государстве – достояние прошлого. Сегодня идеология внешней политики существенно изменилась. Что касается второй части вопроса, все будет зависеть от разумности и грамотности казахстанского подхода.

– Интересно, насколько наш подход разумен? Казахстан вообще готов к реализации китайских проектов с точки зрения кадрового и технологического обеспечения?

Это один из самых сложных вопросов. Безусловно, осваивать китайские технологии будет сложно. Особенно в первое время. Но и здесь можно найти решение.

– Какое решение? Пригласить китайских специалистов? Кстати, в одном из интервью вы говорили, что вслед за китайскими инвестициями придут китайские рабочие. Но именно этого боятся казахстанцы  прошлогодние митинги против продажи земель иностранцам тому подтверждение.

Опять же все будет зависеть от подхода к этой проблеме Казахстана. Все можно оговорить в контрактах, которые должны быть абсолютно транспарентны. К сожалению, пока этого не наблюдается.

– Экологическая ситуация в Китае оставляет желать лучшего, планируется ли экологическая экспертиза китайских инвестпроектов?

Безусловно. Никто не собирается переводить в Казахстан экологически грязные предприятия. Более того, у нас есть собственные стандарты, которые никому нарушать не позволено.

 Не вызовет ли углубление сотрудничества с Китаем осложнений в отношениях с Россией? Насколько планы Поднебесной согласуются с планами Казахстана в формате Евразийского экономического союза?

Опять же, ключевой вопрос. Хотя, честно говоря, меня удивляет негативная реакция России на совместные проекты Казахстана и Китая. Никто не запрещает России участвовать в этих проектах. Напротив, это даже приветствуется. Другой вопрос, что со стороны России интереса к этому нет. Как нет и большого интереса к реализации проектов в формате ЕАЭС, не говоря уже о сопряжении ЕАЭС и ЭПШП. Документы были подписаны в мае 2015 года, но пока особых подвижек не наблюдается. 

Инфографика: Стратегия экономического развития Один пояс - один путь
Инфографика: Стратегия экономического развития "Один пояс - один путь"

 

2496
Темы:
Форум "Один пояс, один путь" (7)
Загрузка...