Автопром Казахстана: пациент скорее жив?

© Photo : из архива Диаза АбылкасоваАвтоблогер Диаз Абылкасов
Автоблогер Диаз Абылкасов - Sputnik Казахстан
Подписаться
Автоблогер, колумнист Sputnik Казахстан проанализировал, каким выдался 2016 год для автомобильных предприятий Казахстана, наметилась ли тенденция к оживлению рынка или год уходящий не изменил расклад в отрасли?

В Казахстане по итогам 10 месяцев этого года выпущено более 9 тысяч легковых автомобилей и коммерческой автотехники. "В казахстанском автопроизводстве наметилась восстановительная динамика, "в 2017 году отрасль перейдет к фазе роста" – бодро отрапортовал на днях союз "КазАвтоПром", объединяющий предприятия автомобильной отрасти Казахстана. Есть ли реальный повод для оптимизма в сложной экономической ситуации? Давайте попробуем разобраться.

Автозавод в г. Костанай. Архивное фото - Sputnik Казахстан
АКАБ: авто казахстанской сборки к концу года могут занять до 40% рынка
На первый взгляд картина радужная. Согласно информации "КазАвтоПрома", с января по октябрь нынешнего года в Казахстане выпущено 9129 единиц автотехники, из них 7705 легковых автомобилей, 1256 грузовиков и 168 автобусов. В октябре месяце выпущено 797 единиц автотехники, из них 677 легковых авто, остальные 120 – коммерческая техника.

В динамике последние "достижения" отечественных автопредприятий уже не так привлекательны. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года объем выпуска автотехники с января по октябрь 2016 года сократился на 20,1%. В том числе выпуск легковых автомобилей снизился на 18,9%. Правда, производство грузовиков выросло на 7,4%. По автобусам динамика нулевая – на уровне прошлого года.

Оптимизм в аналитиков от автопрома вселила динамика октября 2016 года (-17,9% к АППП), показавшего замедление падения объемов выпуска казахстанской автотехники.

"Сегмент легковых автомобилей пока не достиг уровня 2015 года, но производство восстанавливается значительно динамичнее рынка в целом, – комментирует председатель правления "КазАвтоПрома" Олег Алферов. – Производство легковых авто по итогам 10 месяцев лишь на 18,9% уступает результатам минувшего года. Еще в первом-втором кварталах эта цифра достигала 60-70%".

И здесь уже господин Алферов не может сдержать оптимизма в прогнозах на следующий год: "В 2017 году отрасль перейдет к фазе роста – в этом нет сомнений. Но насколько устойчивым будет этот рост? Решающую роль здесь сыграет позиция государства в вопросе обеспечения доступности кредитования и предсказуемой тарифной политики".

Лос-анджелесский автосалон - Sputnik Казахстан
Блеск лос-анджелесского автосалона
"Казахстанские производители планируют значительно увеличить объем производства автомобилей в 2017 году, – вторит Олегу Алферову советник по информационной политике Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ)  Ассоль Мирманова. – Точные объемы производители представят только к концу года".

Понятно, что главная надежда местных автосборщиков – государственная программа льготного кредитования их продукции. На нее с апреля 2015 года уже ушло 26 миллиардов тенге из Нацфонда. В октябре нынешнего года полностью освоены средства второго транша дешевых автокредитов. Теперь автомобильные предприятия надеются на очередной, третий транш.

"Изменения, внесенные в октябре 2016 года, делают программу льготного кредитования еще более привлекательной для казахстанцев, поскольку кредитный лимит увеличен с 9 до 15 миллионов тенге, а срок кредитования – с 5 до 7 лет, – подчеркивает госпожа Мирманова. – Помимо поддержки отечественной производственной индустрии, благодаря программе мы наблюдаем восстановление и банковского сектора страны".

Впрочем, не все разделяют такой оптимизм за счет бюджета.

Нурсултан Назарбаев на встрече с представителями деловых кругов Японии - Sputnik Казахстан
Казахстан готов передавать японскому бизнесу СЭЗ в управление
"Так называемый казахстанский автопром, во-первых, живет на "нефтяной игле" и при отсутствии нефтедолларов начинает моментально загибаться, а, во-вторых, и автопромом-то не является – в основной массе это всего лишь такая "налоговыгодная" форма импорта автомобилей, – констатирует председатель Независимого автомобильного союза РК Эдуард Эдоков. – И я крайне негативно отношусь к любым попыткам в очередной раз поддержать то, что за многие "тучные" годы так и не показало свою жизнеспособность. Мне кажется, что государство потратило на поддержание этого "полузатонувшего корабля" гораздо больше, чем получило взамен налогов и рабочих мест".

Да и является ли льготное кредитование панацеей для автомобильных предприятий республики в нынешней экономической ситуации? Эксперты не прогнозируют увеличения покупательской способности населения РК в следующем году. Зато официальные автодилеры уже объявили о предстоящем повышении цен.

"В среднем цены на новые автомобили вырастут от 5 до 15%, – сообщает исполнительный директор компании "Астана Моторс" Антон Афонин. – Это связано с несколькими факторами – ликвидируется разрыв между первоначальной ценой на автомобили, что была несколько лет назад, ввиду того, что производители плавно поднимают цены. Вторым фактором станет прекращение льгот по НДС на автомобили, собранные в РК, начиная с 1 января 2017 года. В связи с этим цены автоматически вырастут на 12%".

Так что будущий год для автомобильной отрасти Казахстана обещает стать интересным. Вопрос лишь в том, со знаком плюс или минус?

© SputnikТоп-10 продаваемых в Казахстане автомобилей местной сборки
Топ-10 продаваемых в Казахстане автомобилей местной сборки - Sputnik Казахстан
Топ-10 продаваемых в Казахстане автомобилей местной сборки

 

Лента новостей
0