В Алматы прошёл II республиканский фестиваль короткометражного кино "Байконур". Без малого полторы сотни заявок, 35 отобранных в программу фильмов, 12 отмеченных призами картин. Впрочем, создалось впечатление, что иногда жюри, состоявшее из людей, в чьей компетентности сомневаться не приходится, руководствовалось принципом отметить как можно больше работ.
Большая часть попавших в конкурс "Байконура" картин – актуальны. В том числе оба фильма, получившие главные призы в игровой и документальной номинации. "Мен оралдым" ("Я вернулся") – именно так называется лента Жайыка Белкожаева, удостоенная приза как лучшая документальная картина. Несложно догадаться из названия, что рассказывает она о вернувшемся на историческую родину оралмане, о том, как живется ему сейчас близ Жаркента, о его нехитром бизнесе. Снят фильм максимально просто, по сути, это монолог человека – о жизни, о семье, о работе. И актуальность темы здесь явно превалирует над художественным исполнением.
Гран-при "Байконура" получил фильм Баймурата Жуманова "Жёсткий тип", посвящённый, возможно, главной теме последних лет, обсуждаемой в СМИ, соцсетях и просто в досужих разговорах. Разница в представлениях общества о том, что такое справедливость, и наказаниях, прописанных в законодательстве для тех, кто эти самые законы преступает. Герой Баймурата Жуманова (он сам написал сценарий, сам снял картину и сам сыграл главную роль) пытается устроить свою жизнь, но хрупкая надежда рушится, когда мужчина заступается за пожилую соседку, избиваемую собственным сыном. "Потерпевший" пишет заявление в полицию, в свою очередь, мать, естественно, не хочет сажать отпрыска, и в кутузке оказывается "хулиган", действовавший из лучших побуждений. История сама по себе простенькая, с открытым финалом, но очень точно характеризующая одну из главных проблем казахстанского общества – недоверие в равной степени как к закону, так и к его представителям.
Что касается актёров, то участие Ерболата Ержанова ("Строители", "Хозяева") сразу в нескольких картинах конкурсной программы "Байконура" уже говорит о многом. И работа в одной из них − "Друзья" − принесла актёру приз. Возвращаясь к качеству историй, те же "Друзья", наверное, могли бы претендовать на победу в сценарной номинации, как и упомянутый "Жёсткий тип", если бы их развитие и финалы не были бы изначально ясны и прозрачны.
И в заключение о двух действительно необычных картинах. Приз как лучший экспериментальный фильм получил Сабит Абди за ленту Ğayşa. По сути, это экранизация стихотворения Мухтара Шаханова о женщине, которая ждала своего мужа после войны, и классифицировать картину, загонять ее в рамки, действительно очень сложно.
Ну а награда Тогжан Байсабаевой за "Лучший анимационный фильм" − "Сиқырлы бақша" − знак и демонстрация того, что отечественная мультипликация все еще жива. Выполненная в непривычной сейчас технике работа рассказывает простую и такую же старомодную историю о мальчике, который поставил доброту на первое место, и она к нему вернулась.
Продолжение следует…