Великий Черчилль. Великий Олдмен

© Photo : kinopoisk.ruКадр фильма "Темные времена"
Кадр фильма Темные времена - Sputnik Казахстан
Подписаться
В казахстанский прокат вышли "Темные времена" – картина о начале премьерства сэра Уинстона Черчилля, которая, скорее всего, принесет выдающемуся актеру Гэри Олдмену долгожданный первый "Оскар"

"Темные времена" — фильм одновременно типичный и нетривиальный. Его можно назвать классическим байопиком, но при этом действие умещено в два десятка дней одного месяца 1940 года. Это фильм о войне, причем без единой батальной сцены. Происходящее на экране держит в напряжении все два с лишним часа, хотя ты заранее знаешь исход. Оторваться от происходящего практически невозможно, несмотря на то, что большую часть хронометража составляют диалоги. В "Темных временах" отличный актерский ансамбль, но солист, держащий на себе всю эту кинематографическую махину один – блистательный Гэри Олдмен. Режиссер Джо Райт не превзошел сам себя, но постарался на славу.

Первую известность Райт приобрел после своего кинопрочтения "Гордости и предубеждения" Джейн Остин, но по-настоящему прославился после драмы "Искупление", чье действие происходит на фоне Второй мировой войны. И вот, новое обращение к теме – на этот раз больше историческое, нежели художественное. Написанное вовсе не значит, что "Темные времена" — документалка. Но эффект погружения, благодаря работам Гэри Олдмена, художественно-постановочной части и самого Райта достигается потрясающий. Ты как будто на самом деле находишься в знаменитых военных комнатах Черчилля, где сейчас устроен музей, и наблюдаешь за заседаниями военного совета в исполнении прекрасных актеров.

Вячеслав Али Баба Юровских на съемках фильма Скиф - Sputnik Казахстан
"Скиф": бред в багровых тонах
Дополнительный эффект создается благодаря свету. "Темные времена" (в оригинале Darkest Hour – "Самый темный час") это не только название. Райт искусственно нагнетает обстановку – цветов в фильме практически нет, они появляются только в окрасе лондонского автобуса-даблдекера или на орденских планках на кителе короля Георга VI. В остальном – чуть ли не сепия. Много коричневого, серого, черного, а свет врывается в кадр пару раз за весь фильм – когда распахиваются шторы.

Но главное в "Темных временах", конечно же, не антураж. Создай какую угодно атмосферу, без качественного актерского состава это будет не более, чем декорации. У Райта все на своих местах – от эпизодников до исполнителей ролей второго плана, включая Бена Мендельсона (король Георг VI), Кристин Скотт Томас (жена Черчилля Клементина), Лили Джеймс (секретарь Черчилля Элизабет Лейтон). И, конечно, Гэри Олдмена.

Кадр из фильма Последний портрет - Sputnik Казахстан
"Последний портрет": глоток свежего воздуха
Олдмен – без сомнения, выдающийся актер современности. Его роли в "Леоне", "Бессмертной возлюбленной", "JFK: выстрелы в Далласе" давно должны были принести ему массу наград, включая "Оскар". Но Олдмен так и остается одним из эталонов профессии с единственной "оскаровской" номинацией в карьере – за картину "Шпион, выйди вон!". С вероятностью в сто процентов скоро будет новая – за роль Черчилля. Насчет ста процентов я не шучу – можете хоть сейчас поставить на это. Исполнение Олдменом роли знаменитого политика и величайшего британца в истории (по опросу Би-Би-Си) уже принесло Олдмену "Золотой глобус", принесет номинацию на "Оскар" и вполне вероятно саму статуэтку. Главным соперником Олдмена в мужской актерской номинации будет Джеймс Франко за роль другого реального персонажа – неудачливого кинематографиста Томми Вайсо в фильме "Горе-творец".

Бизнес по-казахски в Америке - Sputnik Казахстан
Негр Адам Емес, или "Бизнес по-казахски в Америке"
Над образом Черчилля трудился не только сам Гэри Олдмен, но и мастер по гриму – за время съемок Олдмен потратил около 200 часов на то, чтобы ему придали фактурное и портретное сходство с Черчиллем. Суммарно вся эта работа позволила максимально точно воссоздать образ британского премьера. Причем − без особых прикрас. Так уж устроены западные демократии с их менталитетом, что судить историческую личность там привыкли по делам реальным, а не приписываемым. Черчилль в "Темных временах", как и в жизни, пьет виски утром, шампанское в обед, коньяк по вечерам и постоянно пыхтит сигарой (по словам Олдмена, "курительный бюджет" фильма составил около 30 тысяч долларов). И сохраняет при этом трезвость мысли.

Черчилль в исполнении Олдмена – это внешне непробиваемый железный человек, остающийся человеком сомневающимся и даже ранимым. Олдмен находит баланс, чтобы не показать своего героя смешным, когда он ластится к жене, или когда та называет его Поросенком, и одновременно не превратить Черчилля исключительно в машину по производству жестких политических решений. Изумительно сняты все сцены с легендарными выступлениями Черчилля в парламенте и, конечно, сцена в вагоне метро, когда не знающий, какой путь выбрать – воевать или идти на перемирие с Германией? – премьер спускается в подземку. Сцена эта выдумана (пусть Черчилль действительно регулярно ходил в народ), но она очень органично вплетена в общее повествование. "Темные времена" — это еще и урок нашим кинематографистам. Урок того, как надо снимать фильмы о ключевых личностях страны, не вызывая результатом оторопь или смех.

Лента новостей
0