Шесть удач казахстанского онлайн-театра

© Sputnik / Валерий Мельников / Перейти в фотобанкТеатральная сцена, занавес, иллюстративное фото
Театральная сцена, занавес, иллюстративное фото - Sputnik Казахстан
Подписаться
За более чем два месяца карантина казахстанские театры испробовали десятки способов, как оставаться на виду у публики, когда невозможно позвать зрителей на спектакли.

Пока нет точного понимания, что делать с закрытием театрального сезона 2019/2020, откроется ли следующий сезон вовремя и когда можно будет снова играть спектакли, команды продолжают онлайн-активность.

Перенос творческого контента в сеть – мера вынужденная и новая, поэтому не всем удалось этот перенос совершить удачно и безболезненно. Записи спектаклей, которыми единовременно поделились все театры (и в Казахстане, и мире) далеко не всегда оказывались вменяемого качества, а темы для прямых эфиров иссякали с каждым днем. Уже на третьей-четвертой неделе все арт-менеджеры начали жаловаться, что просмотров все меньше, равно как и энтузиазма.

Тем не менее карантин, который еще не закончился, принес казахстанскому театру несколько удачных проектов, о которых хочется говорить.

ARS LONGA

Независимый театр ARTиШОК за карантин завел три краудфандинговых проекта, два из которых уже успешно завершил – это показ камерной оперы "Ер-Төcтiк" в прямом эфире и проект "ARTиШОК без антракта" – онлайн-репертуар на март-апрель. В мае артишоки начали новую историю: снимают театральный Zoom-сериал ARS LONGA совместно с коллегами из ташкенсткого театра "Ильхом".

Это сериал по мотивам пьесы российского драматурга Михаила Дурненкова, написанной в 2008 году. Главные герои пьесы – театральные актеры, из-за финансового кризиса вынужденные снимать низкопробный сериал. На текущий контекст сюжет лег идеально, а формат съемок через приложение Zoom, которое, казалось бы, должно было сильно уменьшить возможности для творчества, напротив, этих возможностей прибавил.

Новые серии ARS LONGA выходят на YouTube-каналах обоих театров каждую среду и субботу. 30 мая сериал завершится, но останется открыт краудфандинг в поддержку ARTиШОКа и "Ильхома".

Gorky FM

Команда столичного русского драмтеатра имени Горького, в то время как большинство их коллег сделало ставку на видеоконтент, решилась открыть собственную радиостанцию. Впрочем, тоже онлайн.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Театр Горького г.Нур-Султана (@gorkytheatre_ns)

Несколько раз в неделю актер горьковского театра Сергей Маштаков выходит в прямой эфир, чтобы поговорить о театре и поставить для слушателей музыку из спектаклей. Все, как в привычном радиовещании: есть даже телефон прямого эфира, куда можно позвонить, чтобы передать привет или поздравления близким и заказать песню.

Радио Gorky FM вещает с начала апреля, и его создатели не планируют свернуть эту идею после того, как закончится карантин – студию могут перенести в театр, чтобы делать прямые эфиры с актерами или возродить жанр аудиоспектакля.

"Карантинник 2020"

Алматинская русская драма имени Лермонтова с конца марта произвела огромное количество видео – это даже если не брать в расчет архивные записи спектаклей, которыми театр делится у себя в YouTube.

Одним из самых любопытных проектов театра стал "Карантинник 2020", который продолжался весь апрель – каждый день кто-то из актеров театра записывал видео о том, чем занимается дома в изоляции: от домашних концертов до приготовления еды.

Получилось симпатично и живо, у некоторых – уморительно смешно. В мае на смену "Карантиннику" пришел новый проект "Маске рад", где актеры читают для зрителей классическую литературу.

"Сыншымен сұхбат"

Карантин раскачал не только театры, но и театральную критику. Международное объединение театральных критиков, которое себя презентовало несколько месяцев назад, проявило небывалую онлайн-активность.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Театр сыншылары🎭⚖️ (@theatre_criticism)

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Театр сыншылары🎭⚖️ (@theatre_criticism)

В мае состоялись уже две научные онлайн-конференции с привлечением театральных экспертов из разных стран. Темой исследования в них обоих стал "коронавирусный" театр – то есть участники обсуждали, есть ли жизнь у театра в сети и стоит ли уделять новым виртуальным формам много внимания.

В своем Инстаграме участники объединения театральных критиков проводят регулярные интервью в прямом эфире. В проекте "Сыншымен сұхбат" ("Интервью с критиком") участвовали Асхат Маемиров, Тунгышбай Жаманкулов, Олжас Жанайдаров, Куандык Касымов и другие театральные профессионалы.

"Онлайнда бол"

Под хэштегами #oneronline и #onlinedabol в Инстаграме все еще идет несколько виртуальных проектов государственных театров из разных регионов. Инициативу Минкульта безальтернативно поддержали практически все театральные команды страны.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от 🎭MÚSIREPOV TEATRY🎭 (@musrepov.theatre)

Наиболее популярными оказались интервью в прямом эфире с артистами алматинских театров – казахского драмтеатра имени Ауэзова и театра для детей и юношества имени Мусрепова. Секрета никакого нет – дело в регулярности и интерактивности.

Актеры обоих театров каждый вечер выходят в эфир, чтобы отвечать на вопросы зрителей – как те, что были собраны в комментариях за день, так и поступающие в реальном времени. В эфирах поучаствовали все без исключения участники трупп: от народных артистов до молодых звезд.

#сказкинаночь

Самый трогательный карантинный проект создал независимый театр "Действие буквально" - единственная в Казахстане профессиональная инклюзивная театральная команда. На протяжении нескольких недель актеры труппы вечерами читали вслух детскую литературу – как они сами объяснили, для помощи родителям, которые устали рассказывать детям сказки пред сном.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Действие буквально (@bukvalnolab)

"Сказки на ночь" в Инстаграме и Фейсбуке в прямом эфире читали актеры театра – как профессионалы, так и артисты с особенностями развития. По финал к проекту присоединились и иностранные участники – приглашенные кураторы театра: режиссер Борис Павлович, театральный педагог Лариса Никитина, хореограф и критик Ника Пархомовская.

Позднее формат "Сказок на ночь" у "Действия буквально" переняли и другие театры – например, государственные Немецкий и Корейский.

Лента новостей
0