Как победить время, или Чем может удивить работа музейных реставраторов

© Sputnik / Тимур БатыршинРеставрация картин
Реставрация картин - Sputnik Казахстан
Подписаться
Художники-реставраторы – не самая заметная профессия для обычного посетителя музеев искусств, но на деле они – одни из самых важных сотрудников

АЛМАТЫ, 25 ноя — Sputnik. Реставраторы — единственные, кому позволено прикасаться к красочному слою и холстам. Об этом нам рассказывает руководитель отдела реставрации Государственного музея искусств имени Кастеева Гульжан Калдыбаева, когда показывает светлые мастерские в самом сердце здания на алматинской улице Сатпаева.

Здесь царит абсолютная тишина — сотрудницы в белых халатах, что в кабинете графики, что в помещении для восстановления живописи, предпочитают молчать во время работы. Sputnik Казахстан поговорил с профессионалами своего дела.

Борьба веков

Если музей — это "хранилище времени", то реставраторы — борцы с годами и даже веками, которые вздувают краску, дырявят холсты, иссушают подрамники, делают картины тусклее или даже меняют первоначальные цвета.

Гульжан Калдыбаева показала картины, ожидающие реставрации. Сорок произведений привезли из Карагандинского областного музея изобразительного искусства. По словам Калдыбаевой, областной музей затопило, и в результате десяткам картин требуется помощь.

© Sputnik / Тимур БатыршинРуководитель отдела реставрации Государственного музея искусств имени Кастеева Гульжан Калдыбаева
Руководитель отдела реставрации Государственного музея искусств имени Кастеева Гульжан Калдыбаева - Sputnik Казахстан
Руководитель отдела реставрации Государственного музея искусств имени Кастеева Гульжан Калдыбаева

Как сообщила Калдыбаева, для этого используются краски высокого качества.

"На палитре я подбираю цвет, только потом потихоньку наношу. Сначала проводится чистка, затем укрепление живописи", — садится за мольберт Калдыбаева и начинает орудовать тоненькой кистью.

Белые чужеродные крапинки на красочном слое начинают исчезать.

Реставраторы в "кастеевке" занимаются и восстановлением графики. На столах, помимо картин, разложены печатные многостраничные документы. В них — описание картин, повреждений, произведенных работ и фотографии — "до" и "после".

Астанчанам предлагают провести ночь в музее
"На каждую работу мы заводим реставрационный паспорт, он похож на историю болезни. Здесь мы записываем инвентарные данные, историю, легенду – где была приобретена, как поступила в музей. Делаем записи о художнике. Далее описываем состояние, сохранность. Исследуем, например, стойкий либо не стойкий к воде красочный слой. После того, как мы опишем сохранность, у нас собирается реставрационный совет. Мы обсуждаем все работы, решаем, что делать, дается задание на реставрацию, выполняем задание. Когда все сделано, обратно сдаем совету. Это кажется, что быстро. На самом деле это очень долгий процесс", — говорит руководитель отдела.

C графикой, которая на бумаге, бывает много хлопот.

"Если, допустим, влажность повышенная, холст провисает. Если жарко – он натягивается. Из-за перепадов температуры появляются трещины, отставание красочного слоя, обсыпание. Например, на бумаге бывают разные пятна, потеки. Мы химически обрабатываем каждое пятнышко: бумажная основа очень хрупкая, рвется, сохнет. Бывают разные пятна из-за окисления бумаги, мы химически каждое обрабатываем", — продолжает рассказ Калдыбаева.

Реставраторы делят работы на два больших вида: живопись и графику. Различия — в технике исполнения, красках и самое главное — в материалах (для графики это бумага и картон).

© Sputnik / Тимур БатыршинСо временем на картине образуются разного вида повреждения
Со временем на картине образуются разного вида повреждения - Sputnik Казахстан
Со временем на картине образуются разного вида повреждения

Перед нами паспорт огромной китайской работы "Сцена из жизни военных чиновников". Ее реставрировали очень долго.

"Восемь месяцев работали над реставрацией одного китайского шелкового свитка — он был длиной почти 13 метров. Параллельно вели другие работы, но им занимались все свободное время. Он оказался таких размеров, что раскрыть его в мастерской полностью не удалось. Мы его открывали частями", — рассказывает Гульжан Калдыбаева.

Шелк был поражен грибком, работа была кропотливой.

Она с улыбкой вспоминает, что свиток — результат своих многомесячных трудов — полностью увидели только на выставке.

В реставрационном деле много ручного труда. Например, если не хватает фрагмента бумаги, реставраторы воссоздают ее сами, заливают бумажным раствором брешь и ставят под пресс — то есть фактически, пользуются технологиями эпохи, когда бумага создавалась вручную.

© Sputnik / Тимур БатыршинРеставрация картин
Реставрация картин - Sputnik Казахстан
Реставрация картин

Казахстанские специалисты стараются не терять связей с российскими коллегами — время от времени они ездят на стажировку в Москву или Санкт-Петербург, иногда специалисты приезжают с мастер-классами оттуда.

"В нашем музее работают лучшие реставраторы страны. Приезжают на стажировку к нам со всей страны", — рассказывает Калдыбаева.

Казахстанских реставраторов можно сосчитать на пальцах. Лучшие из них работают в том числе в .

Работы делятся и по категориям сложности. Допуском сотрудников к ним занимается все тот же реставрационный совет — это у нас. Например, в России есть аттестационная комиссия. И путь аттестации, с точки зрения нашей собеседницы, правильный. Но сейчас получить аттестат наши реставраторы там не могут — государства разделились. Приходится только стажироваться в российских НИИ и академиях художеств.

"Штучная" профессия

Так как реставратор живописи — профессия "штучная", каждый действующий сотрудник должен подготовить к своему уходу ученика. Даже с учетом того, что в Казахстане на реставраторов с недавних пор все-таки учат — небольшое количество специалистов готовят в Академии искусств имени Жургенева — проблема притока молодежи все-таки имеет место.

Демонстрация повреждений картины И. Репина Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года в Третьяковской галерее - Sputnik Казахстан
Атака вандала в Третьяковке: директор музея о состоянии изуродованного шедевра
Одна из причин — зарплата. Специалист без стажа может получать около 60 тысяч тенге в месяц (около 165 долларов), специалист высшей категории со стажем может получать 80 тысяч тенге (220 долларов).

"Мы работаем на энтузиазме. Нам очень нравится своя работа, мы не хотим ее бросать. Иногда так хочется работу посложнее, не хочется брать легкую — чем сложнее, тем лучше. И руки потираем", — улыбается руководитель отдела реставрации.

Реставратор живописи Анна Степенко работает здесь уже одиннадцатый год. Она, словно подтверждая слова руководителя об энтузиазме, с жаром рассказывает о том, чем занимается сейчас.

"Здесь уже завершен процесс укрепления красочного слоя. Произведение требовало полного укрепления красочного слоя. Если бы вы видели его до процесса — страшно было дышать на нее. Здесь еще требуется укрепление кромок холста, натяжка на подрамник", — рассказывает она.

Осматривает картину — на холсте какие-то промоченные полупрозрачные полотна. Укрепляется живопись разными способами, которые надо подобрать с учетом условий задачи — в данном случае пятипроцентным раствором клея. Клей — особый. Используется два вида — кроличий и осетровый клеи. Осетровый клей изготовлен из плавательного пузыря рыб осетровых пород. Кроличий изготавливается из подкожной клетчатки кроликов. Оба вещества, как можно заметить, имеют натуральное происхождение. За это и ценятся реставраторами во всем мире — не содержат разъедающих химикатов и прочих вредных для красок, холстов и бумаги веществ.

Как правило, реставраторы работают над несколькими холстами одновременно — процессы укрепления красок и холстов могут затягиваться, например, на время высыхания клея. Реставратор не ждет полутора часов, а принимается за другую работу, благо, картин, требующих помощи профессионалов, очень много. При этом реставраторы никогда не спешат — работа в каждом уникальном случае скрупулезна.

Посетитель Болгарской нацгалереи смотрит на картину испанского художника Пабло Пикассо Голова Арлекина, архивное фото - Sputnik Казахстан
Украденную из музея картину Пикассо нашли в Румынии
"Произведение старится нескольких столетий, мы не может реставрировать их в течение нескольких часов", — говорит Степенко.

Допустим, надо воссоздать утраченный фактурный мазок краски. Реставраторы обсуждают работу в составе комиссии, и, действительно, могут его воссоздать с учетом техники художника, характера работы, направления кисти автора.

"Реставрация зародилась в Голландии, в XVII веке на фоне того, что тогда появилось много произведений искусства "малых голландцев". Тогда была мода на живопись, и в домах висело много картин. Эти условия продиктовали необходимость профессии реставратора", — рассказывает Степенко.

Привлекают внимание старинные утюги разных форм и размеров. Их реставраторы приобретают на блошинных рынках. Большие утюги нужны для укрепления гладкой живописи. Маленькие — более маневренные, ими легче огибать важные элементы, вроде фактурных мазков.

"К нам из Караганды, среди прочих, прибыли два произведения — каждое два на три метра. И они лежат в рулонах. В силу некоторых обстоятельств или по незнанию, бывает, что произведения неправильно хранятся, что приводит даже к большему разрушению, чем несоблюдение технологических процессов во время создания картин. Старые мастера более трепетно относились к созданию произведений. Мы уже говорили о Голландии XVII века. Там создавалась целая наука — правильная грунтовка, правильный подрамник — все это способствовало долговечности произведения", — рассказывает Анна.

По ее словам, несоблюдение технологических норм характерно для картин советского периода.

Человек с молотком в руке во время аукциона, архивное фото - Sputnik Казахстан
Картина Бэнкси за $1,4 миллиона самоуничтожилась после продажи на аукционе
"Именно тогда на фабриках производились холсты с эмульсионно-клеевыми грунтами. То есть художники натягивали метражом эти холсты, натягивали на подрамник, но эти грунты были не универсальными, тогда как в XIX веке и предыдущие эпохи мастера самостоятельно разрабатывали грунт, их преподаватели передавали мастерство… был индивидуальный подход. В советский период художники не сильно заморачивались этим. И даже русский художник Репин писал на заводском прогрунтованном холсте. Но он забывал его обеспылить от заводской пудры. В результате нарушалась связь между грунтом и красочным слоем. И очень многие его произведения сейчас сыпятся", — рассказывает Степенко.

Процесс реставрации для отдельно взятой картины может выглядеть так: чистка полотна, подводка грунта, укрепление красочного слоя, воссоздание мазка, восстановление кромки холста, тонировка, то есть восстановление цвета живописи. И все эти процессы технологически друг с другом не перекликаются, при том что труд реставратора может быть только высококвалифицированным.

Знакомимся с Кулятай Смагуловой. Ей 70 лет, большую часть из которых она работает здесь. Только Кулятай Калимовне доверяют особо ценные .

"Мы востребованные люди, молодых учим. Потом — очень люблю свою работу. Когда работаешь, обо всем забываешь. При этом работа ответственная и требует дисциплины", — говорит немногословная Кулятай Смагулова. И продолжает работать, не желая отвлекаться на разговоры.

Уже перед уходом удается вновь задать ей вопрос. Работа реставратора — это непростой, ответственный труд, требующий дисциплины и самоотдачи. Но, как правило, это судьба, говорит Кулятай Калимовна. "Текучки" в этой реставрационной мастерской практически нет, люди работают здесь десятилетиями, несмотря на не самую большую зарплату и то, что часто посетители музея даже не подозревают о существовании реставраторов. Зато музею без них никуда — время надо не только хранить, но и бороться с ним постоянно.

Лента новостей
0