Пекин

Зачем Китай вкладывает деньги в инфраструктуру Центральной Азии

1542
(обновлено 14:33 24.05.2017)
В рамках проекта Шелкового пути Китай хочет масштабно выйти на рынки России и Центральной Азии, а далее – на весь мир

АСТАНА, 12 мая — Sputnik, Алексей Стефанов. В Пекине 14-15 мая пройдет форум "Один пояс – один путь", посвященный грандиозному проекту Шелкового пути, который свяжет Азию, Европу и Африку и будет способствовать развитию мировой торговли.

На эти два дня в Китай съедутся лидеры 28 стран, в том числе президент России Владимир Путин. В работе форума примут участие представители более 60 государств, заявили во время видеомоста Москва – Пекин в пресс-центре МИА "Россия сегодня" китайские эксперты.

Директор Института международных дел Народного университета Китая, профессор Ван Ивэй отметил, что проект "Один пояс — один путь" уже давно перешел границы, в которых он задумывался. Проект выходит на глобальный уровень и становится некой платформой в масштабах всей планеты.

Масштабная китайская экспансия на весь мир, по мнению заместителя директора Института Дальнего Востока РАН Андрея Островского, нужна Китаю для того, чтобы увеличить возможности китайской экономики, расширить объем внешней торговли и развивать свои окраины.

Несколько лет назад Китай столкнулся с вызовами мирового финансового кризиса − объемы внешней торговли постепенно начали снижаться, и проект Шелкового пути – едва ли единственный выход из кризиса.

Именно поэтому Китай уже давно вкладывает крупные средства в страны Центральной Азии. По словам Островского, на них приходится около 20% от общего объема инвестиций за рубеж.

По мнению эксперта, в силу своего географического положения максимум китайских инвестиций приходится на Казахстан.

Фотовыставка Новый облик и достижения Великого Шелкового Пути
© Sputnik / Анатолий Устиненко
"Не случайно Китай выделил более 20 миллиардов долларов для развития инфраструктуры Казахстана, там был создан проект "Нурлы жол". Он был самостоятельным, но естественно будет связан с проектом Шелкового пути. Тем более там идет развитие портов на Каспийском море, автомобильных и железных дорог, погранпереходов, что будет способствовать развитию экономики Казахстана", — считает Островский.

"Если говорить про Узбекистан, то это крупный хаб для Центральной Азии, а Ташкент и Самарканд — опорные города. Что это такое? Это, прежде всего, развитие экономики прилегающей территории. Чтобы создать крупные города, нужно начинать с развития инфраструктуры. Там будет построена сеть железных дорог, связывающая Азию со странами Европы, будет развиваться экономика. Вот взять город Хива – он был столицей мощного Хивинского ханства. А если взглянуть на него сегодня, он стал незаметным, потому что через него не пролегало никаких крупных транспортных маршрутов. Также Бухара и Самарканд отличаются от Ташкента, который находится в центре всех транспортных путей. Другими словами, через какие города пройдет этот пояс, те и станут опорными, получат преимущества в экономическом развитии, туда будет тянуться население для проживания, потом что там будут возможности", — отметил Андрей Островский.

Он добавил, что Центральная Азия является очень важной территорией для сопряжения двух проектов — ЕврАзЭСа и "Экономического пояса Шелкового пути", поскольку она очень слабо развита, и это позволит Китаю расширить объем не только внешней торговли, но и объем торговли между странами.

"Вопрос создания инфраструктуры касается и Таджикистана, но ситуация там намного сложнее, чем в Узбекистане, поскольку в экономическом плане страна развита слабее. Согласно китайской концепции, в опорные города входит только Душанбе. А самая главная проблема – это та же инфраструктура, развитие автомобильных и железных дорог с учетом рельефа, горной местности. Вот взять хотя бы таджикско-китайскую границу — она обширная, но погранпереходов всего один или два. И без дорог крайне сложно развивать торгово-экономические связи между двумя странами", — пояснил Островский.

Похожая ситуация, по словам эксперта, и с Кыргызстаном — граница большая, а погранпереходов не так много, и пропускная способность слабая. При этом железных дорог нет вообще. "Это все накладывает отпечаток на развитие торгово-экономических связей. И поэтому именно в Кыргызстан Китай финансирует развитие автомобильных дорог", — отметил Островский.

Эксперт отметил, что Китай вкладывает деньги во все страны Центральной Азии уже как минимум лет пятнадцать, потому что знает, с чего нужно начинать масштабные проекты.

1542
Загрузка...