Сагинтаев – акимам: отдайте СЭЗ тем, кто знает, что с ними делать

© Sputnik / Болат ШайхиновПремьер-Министр РК Бакытжан Сагинтаев
Премьер-Министр РК Бакытжан Сагинтаев - Sputnik Казахстан
Подписаться
Министерство по инвестициям и развитию готово уточнить налоговое законодательство для привлечения к деятельности СЭЗ управляющих компаний

АСТАНА, 6 июн – Sputnik, Дмитрий Покидаев. Премьер-министр Казахстана Бакытжан Сагинтаев считает, что акиматам необходимо передать управление свободными экономическими зонами и индустриальными зонами в руки частных компаний, предварительно доведя до ума инфраструктуру СЭЗ и ИЗ.

"Я просил бы, уважаемые акимы, еще раз обратить особое внимание на управляющие компании, — сказал Сагинтаев на заседании правительства во вторник, после рассмотрения проблем развития СЭЗ в Казахстане и озвучивания путей решения этих проблем. — Своими силами, акиматовскими, мы не сможем это сделать. Мы сейчас в этом убеждаемся: лучше отдайте в руки тех, кто умеет управлять и знает, как это создавать", — добавил он.

Одни СЭЗ пустуют, другим места не хватает

Тут следует отметить, что развитие специальных экономических зон, которых в стране насчитывается десять, идет неравномерно: две СЭЗ, в Астане и Шымкенте, уже требуют дополнительных площадей, остальные восемь далеки от заполняемости.

Виды ОАЭ, город Дубай - Sputnik Казахстан
Арабских шейхов зазывают в казахстанские СЭЗ
"Ставятся вопросы расширения территории СЭЗ "Астана" и "Оңтүстік" в Шымкенте, основной вопрос астанинской СЭЗ – что сейчас из 600 гектаров осталось 26 гектаров свободной земли, поэтому уже сейчас нужно решать вопрос по строительству второго парка площадью 433 гектара, по нему разработано ТЭО. Аналогичная ситуация в СЭЗ "Оңтүстік": площадь 200 гектаров, осталось свободной всего 13 гектаров земли, акимат определил уже резервную территорию рядом с существующей СЭЗ", — пояснил министр по инвестициям и развитию Женис Касымбек. 

Тут надо отметить, что обе под завязку набитые желающими СЭЗ, что в Астане, что в Шымкенте, относятся к числу тех пяти свободных экономических зон, строительство инфраструктуры в которых полностью завершено. На территории же еще пяти этот процесс продолжается, что является еще одной причиной их игнорирования со стороны потенциальных участников, хотя и не главной: по утверждению главы профильного ведомства во всех десяти СЭЗ имеются свободные доступные участки с необходимой инфраструктурой.

Однако многие об этом не знают, поскольку информационное сопровождение деятельности и развития СЭЗ хромает на всю клавиатуру: по словам Касымбека, на специализированных сайтах информация о большинстве казахстанских СЭЗ последний раз обновлялась лет 5-6 назад. Потенциальный участник (инвестор, управленец) делает из этого вполне логичный вывод: эти пять-шесть лет в СЭЗ трава не росла, с места ничего не двигалось – а значит и входить в нее нет смысла.

Правило "90 на 10" скорректируют

Но главная причина игнорирования СЭЗ – это все-таки несовершенство налогового законодательства в части льгот и преференций для участников этих образований. Несовершенство это министерство по инвестициям и развитию сейчас пытается устранить в рамках оптимизации механизмов налогового администрирования участников СЭЗ для эффективного и реального предоставления налоговых и других льгот.

Нурсултан Назарбаев на встрече с представителями деловых кругов Японии - Sputnik Казахстан
Казахстан готов передавать японскому бизнесу СЭЗ в управление
"Все налоговые вопросы по СЭЗ мы проработали в рамках рабочей группы по Налоговому кодексу в министерстве национальной экономики", — заверил Касымбек. В первую очередь, речь идет об исключении требования "90 на 10" по совокупному годовому доходу. Упомянутое требование обязывает участников СЭЗ 90% своих доходов получать от той деятельности, которая определена политикой и специализацией СЭЗ, в которую они вошли.

"Но в 2015-2016 годах за счет курсовой разницы у многих участников СЭЗ разница по 90 на 10 была другая, и многие участники не получили тех льгот, которые были предусмотрены законодательством", — констатировал Касымбек. Решение этой проблемы министерство видит в том, что льгота должна налагаться за счет внедрения раздельного учета по видам деятельности на весь доход от профильной для СЭЗ деятельности участника, вне зависимости от того, какую долю она занимает в его общей деятельности.

Первый контейнерный поезд сообщением Ляньюньгань-Дуйсбург - Sputnik Казахстан
СЭЗ "Хоргос-Восточные ворота" готовится к увеличению грузопотоков
Предлагается также исключить требование по финансовому обеспечению (205 тысяч МРП – 465 миллионов тенге) для управляющих компаний, возложив подтверждение на самих участников. 

"Также более 50 компаний работают экстерриториально (вне СЭЗ – прим. авт.) в Алматы, они просят продлить принцип экстерриториальности до 2028 года, — продолжил министр. − Необходима оптимизация администрирования льготы по нулевой ставке НДС на ввоз товаров на территорию свободных зон: сегодня очень зарегулирована эта льгота, и многие участники СЭЗ отказываются от получения этой льготы в связи с тем, что очень сложно ее физически получить", — добавил он.

Дайте СЭЗ землю и волю

Еще один больной для СЭЗ вопрос — это жесткое отраслевое ограничение их деятельности, что в рынке снижает их эффективность, поскольку первоначально определенная специализация может оказаться по ряду причин нерентабельной – а оперативно принять решение о смене специализации законодательство не позволяет. "Данный вопрос решается в рамках законопроекта по разграничению полномочий, который сейчас находится в Парламенте. Это позволит ускорить принятие решения по новым проектам, которые не включены в приоритетные виды деятельности СЭЗ", — пояснил Касымбек

Ну, и, наконец, общий для всех тягостный "земельный вопрос" не миновал и СЭЗ: по словам министра,  получение земельных участков в регионах занимает длительные сроки (в среднем по полгода). Разрешительные документы по общим правилам также затягивают сроки реализации проектов, тогда как режим СЭЗ должен предусматривать специальный облегченный режим согласно мировой практике. "Поэтому необходимо в полном объеме раскрыть потенциал режима СЭЗ и предусмотреть отдельный, упрощенный порядок получения земельных участков и иных разрешительных документов", — заявил он.

Архивное фото Бакытжана Сагинтаева - Sputnik Казахстан
Радио
Сагинтаев: старые инвесторы – это послы Казахстана по всему миру
По словам главы МИР, в настоящее время уже разработана концепция нового единого закона о специальных экономических и индустриальных зонах, которая сегодня проходит предварительное согласование в госорганах. 

"До конца месяца планируем согласовать концепцию в Минюсте", — заключил он. После чего премьер-министр заявил, что у него есть только один вопрос по льготам − время начала их действия. "Вот вы говорите о получении льготы с момента регистрации (в качестве участника СЭЗ – прим. авт.), — сказал Сагинтаев. – А если зарегистрировался, но не начинает работу, получает льготу – но занимается другой деятельностью? Если с момента строительства (производства на территории СЭЗ – прим. авт.) – то это одно дело, а если с момента регистрации… Зарегистрировался, три года просто пользуется льготами и даже не думает начинать строительные работы – это ненормально. Надо вообще посмотреть, кто там вообще зарегистрирован в этих зонах, проанализировать (их деятельность – прим. авт.)", — добавил глава правительства.

В ответ на это министр по инвестициям и развитию сообщил, что его ведомством уже проведен "полный аудит договоров всех участников СЭЗ "Парк информационных технологий "Алатау". 

"По итогам полного аудита ведется работа по расторжению договоров с 42 участниками, которые не выполняют свои обязательства, такую же работу мы совместно с собственниками СЭЗ начали и в других зонах", — заверил Касымбек.

Отдайте СЭЗ тем, кто знает, что с ней делать

СЭЗ Хоргос - Sputnik Казахстан
Крупные китайские компании инвестируют в развитие сухого порта Хоргоса
Ну а после того, как министр сообщил об удачном привлечении к управлению ряда СЭЗ иностранных компаний − дубайский DPW совместно с нацкомпанией "Қазақстан темір жолы" работает на Хоргосском СЭЗ, а акимат Мангистауской области подписал с ним же меморандум по управлению СЭЗ "Морпорт Актау", сингапурская компания ЭДИС привлечена для управления двумя региональными СЭЗ Казахстана, а акимат Карагандинской области ведет переговоры с ирландской компанией АйДиАй Менеджмент (IDI) − глава правительства предположил, что иностранцы могут стать более эффективными управленцами, нежели акиматы, во всех СЭЗ страны.

"Если мы сейчас посмотрим все наши бумаги, по докладам видно, что местные исполнительные органы больше заинтересованы в получении из республиканского бюджета денег на инфраструктуру, все остальное их мало интересует, — заявил Сагинтаев. —  Получить деньги, построить, а те, которые уже выделены, те участки, которые уже имеются, готовые, каким образом работа проводится: это все зависит от того, кто выбран в качестве управляющей компании", — констатировал он. И добавил, что "без создания (или привлечения со стороны) нормальных управляющих компаний СЭЗ в регионах не заработают".

"Отдельные акиматы, местные исполнительные органы мало уделяют внимания вопросам привлечения инвестиций, наполнения проектами СЭЗов и индустриальных зон, — считает Сагинтаев. —  Если даже мы на 100% обеспечим СЭЗ инфраструктурой, к чему придем? Лет 10-15 поработали, теперь говорим: давайте специализацию менять, теперь, кто хочет, все приходят. Опять-таки это ошибка управления. Если бы нормальная управляющая компания работала бы, может быть, нам и не надо было бы менять специализацию и расширять, приглашать сюда всех желающих. Поэтому я просил бы, уважаемые акимы, прошу еще раз обратить особое внимание на управляющие компании", — подытожил он. 

Одновременно подчеркнув, что не возражает против новых подходов в деятельности СЭЗ. Включая ту самую смену специализации решением, принимаемым на местах, а не в центре.

Лента новостей
0