Главы ЕАЭС и Первый президент Казахстана - Елбасы Нурсултан Назарбаев перед заседанием ВЕЭС

Юбилейное заседание ВЕЭС в Нур-Султане: что дарили и о чем говорили

803
(обновлено 17:58 29.05.2019)
Лидеры ЕАЭС приняли важные для жителей стран-участниц объединения решения и определились с целями на будущее

НУР-СУЛТАН, 29 мая — Sputnik. В столице Казахстана завершилось юбилейное заседание Высшего Евразийского экономического совета стран-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) с участием наблюдателей и почетных гостей.

Мероприятие прошло в праздничной и одновременно рабочей атмосфере. В Нур-Султане собрались лидеры Казахстана, России, Армении, Беларуси и Кыргызстана, а также стран-наблюдателей Молдовы и Таджикистана в качестве почетных гостей.

Первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев принял участие в заседании в особом статусе почетного председателя ВЕЭС, присужденного ему за вклад в евразийскую интеграцию.

Все новости с юбилейного заседания ВЕЭС

По традиции заседание состоялось сначала в узком, а затем расширенном составе. Перед каждыми прошла церемония фотографирования.

Подарки к юбилею

О новом статусе Назарбаева на открытии заседания объявил президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев.

"Учитывая исторический вклад Нурсултана Назарбаева в становление Евразийского экономического союза, президент Российской Федерации Владимир Путин предложил присвоить Нурсултану Абишевичу звание почетного председателя Высшего Евразийского экономического совета", - объявил глава Казахстана Касым-Жомарт Токаев, поблагодарив остальных участников за поддержку.

Главы ЕАЭС и Первый президент Казахстана - Елбасы Нурсултан Назарбаев фотографируются перед заседанием ВЕЭС
© Sputnik / Владислав Воднев
Участники юбилейного заседания Высшего Евразийского экономического совета

Запомнилось участникам ВЕЭС выступление президента Беларуси Александра Лукашенко по поводу нового звания Назарбаева.

Он предложил, чтобы Елбасы занялся ревизией всего, что сделано и не сделано в ЕАЭС, начиная с кадрового состава ЕЭК и заканчивая стратегическими направлениями деятельности". Глава Беларуси подчеркнул, что Нурсултан Назарбаев может оказать неоценимую помощь в этом вопросе.

"У Назарбаева за плечами огромная армия толковых людей, экспертов. Они очень серьезно работали с ним, когда он был президентом, и нам нельзя это потерять. Не надо думать, что почетное председательство Назарбаева в ВЕЭС какой-то подарок. Мы из него еще очень много сможем "выжать" положительного для нашего Союза", - заявил Александр Лукашенко.

Его слова ожидаемо вызвали резонанс и привлекли внимание.

Что касается подарков другим участникам ЕАЭС, накануне Касым-Жомарт Токаев постановил наградить президентов России, Беларуси и Кыргызстана орденом "Первый Президент Казахстана – Лидер нации Нурсултан Назарбаев".

"Постановляю в честь ознаменования 25-летия идеи о евразийской интеграции и пятилетия подписания Договора о Евразийском экономическом союзе, а также за особый вклад в углубление и расширение сотрудничества с Республикой Казахстан наградить орденом "Қазақстан Республикасының Тұңғыш Президенті - Елбасы Нұрсұлтан Назарбаев", - говорится в документе, размещенном на сайте Акорды.

Совместное заявление членов ВЕЭС

Главным документом стало совместное заявление членов Высшего Евразийского экономического совета по случаю пятилетия подписания Договора о ЕАЭС – это торжественное заявление мировому сообществу об успехе и достижениях ЕАЭС за пятилетний период работы.

"Совместно наши страны, несомненно, войдут в число лидеров глобального роста и цивилизационного прогресса", - говорится в совместном заявлении по итогам саммита ЕАЭС.

Расширенное заседание ВЕЭС
© Sputnik / Владислав Воднев
Расширенное заседание ВЕЭС

Главы государств видят ЕАЭС как мощный региональный центр притяжения инвестиций и интеллектуальных ресурсов, территорию инноваций, высоких технологий, благоприятного делового климата, а также как сильное, устойчивое, конкурентоспособное и процветающее объединение, функционирующее в интересах качественного улучшения жизни наших граждан и формирования стабильной и перспективной основы для будущих поколений

Подписано 20 договоров

Главы государств подписали два десятка международных договоров, которые регулируют вопросы, связанные с формированием общего электроэнергетического рынка, механизмами прослеживаемой товаров, ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС, а также протокола о внесении изменений в Договор о ЕАЭС и Договор о Таможенном кодексе ЕАЭС.

О главном – в цитатах:

Участники заседания сделали ряд важных заявлений о работе ЕАЭС.

Почетный председатель ВЕЭС Нурсултан Назарбаев подчеркнул, что ЕАЭС необходимо налаживать сотрудничество с крупными мировыми объединениями.

Первый президент Казахстана - Елбасы - Нурсултан Назарбаев на расширенном заседании ВЕЭС
© Sputnik / Владислав Воднев
Первый президент Казахстана - Елбасы - Нурсултан Назарбаев на расширенном заседании ВЕЭС

"Расширение стратегических контуров ЕАЭС, усиление идеи интеграции. Нам нужно наладить полноценное экономическое сотрудничество между ЕАЭС, Европейским Союзом, Шанхайской организацией сотрудничества, а, возможно, и АСЕАН. Смысл нашего евразийского пространства не в том, чтобы закрыться, а сделать его более открытым сейчас глобальным взаимодействиям", - сказал Назарбаев.

Пять инициатив Назарбаева по работе ЕАЭС

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев заявил о важности цифровизации в ЕАЭС, но упомянул о вызовах, с которыми могут столкнуться участники.

"Принципиально важно, чтобы инициативы в рамках цифровой повестки в равной степени учитывали интересы всех государств-членов объединения. Нельзя допустить, чтобы эти инициативы порождали барьеры, в том числе и для других стран. Это необходимо для обеспечения максимально комфортной цифровой среды для нашего бизнеса и граждан.

Глава правительства Армении Никол Пашинян сделал акцент на расширение внешних связей.

Премьер-министр Армении Никол Пашинян на расширенном заседании ВЕЭС
© Sputnik / Владислав Воднев
Премьер-министр Армении Никол Пашинян на расширенном заседании ВЕЭС

"Сейчас очень важно расширение внешнеэкономических связей ЕАЭС. Сейчас идут переговоры ЕАЭС с Сингапуром, Египтом, Сербией, Израилем, Индией. Думаю, это очень важное направление для стран ЕАЭС. Потому реально расширить возможности для бизнеса стран ЕАЭС", - сказал Пашинян.

Президент Беларуси Александр Лукашенко назвал условия для присоединения других стран к ЕАЭС.

 Президент Беларуси Александр Лукашенко на расширенном заседании ВЕЭС
© Sputnik / Владислав Воднев
Президент Беларуси Александр Лукашенко на расширенном заседании ВЕЭС

"Надо отказаться от протекционистских решений на национальных уровнях, отведения всевозможных запретительных и ограничительных мер. В этом залог формирования прошлого фундамента нашего союза, успешного развития экономик стран, участвующих в интеграции. Тогда не будет проблем привлечения новых стран, которые мы хотим видеть в этом союзе, они сами придут в этот Союз", - заявил Лукашенко.

Лидер Кыргызстана Сооронбай Жээнбеков высказал предложение по формированию электроэнергетического рынка.

"Уже сегодня мы формируем общий электроэнергетический рынок. Появление новых сфер регулирования требует эффективного управления, соответственно, создания новых органов Союза. Предлагаю рассмотреть целесообразность создания органа по регулированию общего электроэнергетического рынка. Учитывая свой электроэнергетический потенциал, Кыргызская Республика готова разместить у себя подобный орган", - сказал Жээнбеков.

Президент России Владимир Путин поддержал идею единой пенсии для стран ЕАЭС.

"Отмечу подготовку ЕЭК соглашения, которое даст возможность при начислении пенсий учитывать стаж за весь период трудовой деятельности на территории всех государств союза. Думаю, что для простого гражданина это имеет важное значение. Неважно, где конкретно он работал, главное – чтобы были подтверждающие документы", - сказал Путин.

Президент Молдовы Игорь Додон предложил проводить мероприятия ЕЭК в Кишиневе.

"Мы намерены максимально воспользоваться преимуществами торговли и экономического сотрудничества со странами Евразийского экономического союза. Молдова, как страна-наблюдатель, заинтересована в том, чтобы наши граждане и деловые круги могли получать информацию "из первых рук" и непосредственно участвовать в различных евразийских диалогах. Поэтому предлагаю проводить отдельные мероприятия Евразийской экономической комиссии в Кишиневе", - сказал Додон.

Глава Таджикистана Эмомали Рахмон отметил хорошую динамику развития торгово-экономического сотрудничества республики со странами-членами ЕАЭС и в целом взаимоотношения с Союзом.

Президент Таджикистана Эмомали Рахмон
© Sputnik / Владислав Воднев
Президент Таджикистана Эмомали Рахмон

"Таджикистан и страны члены Евразийского экономического союза связывают тесные отношения дружбы и многопланового сотрудничества как на двусторонней основе, так и в рамках СНГ и ОДКБ", - сказал Рахмон.

За закрытыми дверями

Лидеры государств воспользовались встречей в Нур-Султане, чтобы провести важные переговоры.

Как стало известно благодаря пресс-секретарю презента России Дмитрию Пескову, во время такой встречи Владимир Путин и Александр Лукашенко обсудили вопросы интеграции, продвижения интеграции в рамках Союзного государства. Лидеры двух стран приняли решение поручить правительствам проработать и сверить вот эти встречные планы действий по пути углубления интеграции до 21 июня.

Где пройдет следующее заседание ВЕЭС?

Очередное заседание ВЕЭС состоится 1 октября 2019 года в Ереване.

803
Теги:
Никол Пашинян, Александр Лукашенко, Касым-Жомарт Токаев, Владимир Путин, Казахстан, ЕАЭС, ВЕЭС
Темы:
Юбилейное заседание ВЕЭС в Нур-Султане (29)
Архивное фото Альберта Рау

Альберт Рау получил должность в НПП "Атамекен"

691
Его предшественник Владимир Бобров покинул эту должность по собственной инициативе

НУР-СУЛТАН, 14 авг - Sputnik. Депутат мажилиса Альберт Рау возглавил Комитет обрабатывающей промышленности Национальной предпринимательской палаты "Атамекен".

Ранее возглавлявший Комитет Владимир Бобров прервал деятельность по собственной инициативе.

Председатель Президиума НПП "Атамекен" Аблай Мырзахметов и представители бизнес-сообщества выразили благодарность Владимиру Боброву за внесенный вклад в развитие обрабатывающей промышленности.

Когда будет доступна онлайн-оплата ЕСП: Минфин ответил на жалобу Альберта Рау

Руководителями отраслевых ассоциаций, являющимися членами Комитета обрабатывающей промышленности с правом голоса, были предложены кандидатуры на пост председателя комитета. По итогам голосования председателем комитета обрабатывающей промышленности президиума НПП "Атамекен" единогласно был избран Альберт Рау.

Альберт Рау является доктором экономических наук, депутатом мажилиса парламента РК. Ранее занимал должности первого вице-министра индустрии и новых технологий РК, первого вице-министра по инвестициям и развитию РК.

Налоговая амнистия: мажилис одобрил поправки в Налоговый кодекс

Награжден орденами "Достық" ІІ степени, "Барыс" ІІІ степени, "Парасат", нагрудным знаком "Кенші даңқы" 2 степени, медалью "За вклад в создание Евразийского экономического союза" 1 степени, награжден крестом "За заслуги" ФРГ.

691
Теги:
НПП "Атамекен", Альберт Рау
Учения корабельных сил Каспийской флотилии

Перспективы Каспийского региона на фоне мирового кризиса мнения экспертов

82
(обновлено 19:58 14.08.2020)
Пандемия и мировой кризис будут способствовать дальнейшему снижению интереса со стороны крупных западных инвесторов к Каспийскому региону. Прикаспийским странам следует задуматься о поиске новых возможностей и развитии регионального сотрудничества, заявляют политологи

НУР-СУЛТАН, 14 авг — Sputnik. На фоне падения цен на нефть и пандемии COVID-19 политологи не исключают дальнейшего снижения инвестиционной привлекательности Каспийского региона в будущем.

Такое мнение высказал руководитель аналитической группы центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения Российской академии наук Станислав Притчин в ходе видеомоста Баку-Нур-Султан-Москва, организованном в пятницу международным информационным агентством и радио Sputnik.

"Нефтегазовый сектор был основным драйвером в привлечении инвестиций на заре независимости постсоветских стран. Сейчас мы видим, что западные компании, реализовав свои стратегии, подключив Каспий к мировым рынкам, вернув свои инвестиции и получив прибыль, теряют интерес к региону в условиях ориентации на "зеленую" энергетику", - сказал Притчин.

Как отметил эксперт, остается неосвоенной южная часть Каспийского моря, но по политическим причинам регион закрыт для западных компаний.

Возрождение "Каспийского монстра": быть или не быть

Что касается Китая, то, по мнению российского политолога, покупки доли в Кашагане было вполне достаточно, чтобы обозначить геополитический интерес и реализовать возможности китайского присутствия в регионе.

У компаний из РФ за пределами российского сектора Каспия нет серьезных крупных проектов, которые могли бы рассматриваться в качестве приоритетных и долгосрочных, добавил Притчин.

"Поэтому, особо крупных проектов мы ждать не можем, нефтегазовый сектор перестает быть основным драйвером привлечения инвестиций и развития экономики. В таких условиях странам нужно искать другие возможности. Всем понятно, что эра больших "дешевых" денег за счет реализации крупных проектов с участием западных компаний прошла и нужно использовать те возможности, которые есть и учиться более эффективно управлять имеющимися активами", - подытожил Притчин.

Росатом поможет Казахстану вывести из эксплуатации ядерный реактор на берегу Каспия

Снижение интереса Запада к Каспию был заметен еще до падения цен на нефть и пандемии, отметил казахстанский политолог Замир Каражанов.

"Возможно, сейчас этот процесс немного будет усиливаться в связи с ситуацией в энергетической сфере и ситуацией с ценами на нефть. Также с развитием "зеленой" экономики потребность в нефти будет падать, при этом будет усиливаться потребность в природном газе и это тоже может затронуть Каспийский регион", - сказал Каражанов.

По его мнению, все факторы указывают на то, Каспийскому региону нужно сконцентрировать внимание не только на третьих игроках (Китае, США), а в большей степени - на региональном сотрудничестве в различных секторах экономики, в том числе более глубокой переработки нефти.

Как пандемия повлияла на нефтесервисную отрасль в Казахстане

В свою очередь профессор Бакинского госуниверситета, доктор наук Чингиз Исмаилов не согласился, что интерес со стороны западных инвесторов снижается, напомнив о перспективах Транскаспийского газопровода.

"Я не согласен, что Запад потерял интерес. В частности, большой интерес и потенциал связан с Туркменистаном и Транскаспийским газопроводом. Запад нуждается в альтернативных источниках поставках газа, а в Туркменистане потенциал поставок газа огромный", - сказал Исмаилов.

Эксперт отметил, что для реализации проекта потребуется согласие всех прикаспийских сторон согласно принятой в 2018 году Конвенции о правовом статусе Каспийского моря.

"Но мы знаем, что Россия и Иран не заинтересованы в прокладке этого Транскаспийского газопровода, поскольку это конкурент. Я думаю, здесь есть решение – надо в определенной доле и России, и Ирану включиться, чтобы также были заинтересованы. По конвенции, если одна сторона будет против, такие проекты трудно реализовать, хотя этот газопровод проходит только по туркменскому и азербайджанскому секторам", - отметил Исмаилов.

По его мнению, в дальнейшем огромные перспективы в Каспийском регионе имеются в аграрном секторе, туризме, строительстве и прочих отраслях.

82
Теги:
нефть, кризис, Каспий

Как протесты скажутся на обороноспособности Беларуси и России

0
Внутриполитическая дестабилизация в Беларуси угрожает серьезными последствиями оборонно-промышленному комплексу и обороноспособности и Беларуси, и России, а стабильность и обороноспособность Союзного государства – краеугольный камень региональной безопасности.

В революционный процесс (или психоз) уже втягиваются крупные промышленные предприятия РБ. Сотрудники завода БелАЗ 13 августа потребовали провести национальную забастовку. Акции протеста провели рабочие Минского автомобильного завода (МАЗ) и других предприятий. Вне зависимости от причин или полярных оценок происходящего, все это может очень плохо отразиться на состоянии оборонно-промышленного комплекса.

Наверняка большинство граждан РБ не заинтересованы в разрушении существующего Союзного государства и повторении пройденного послемайданной Украиной – деградации большинства предприятий ОПК, резкого сокращения объемов международного военно-технического сотрудничества, потери экспортных рынков. Заметим, коллективный Запад "самоликвидация" конкурентов вполне устраивает. Не потому ли европейские и американские "партнеры" требуют сегодня перевыборов президента РБ, даже такие зависимые от старших, как Чехия и Литва.

Россия крайне обеспокоена внутриполитической дестабилизацией в Минске и ряде других крупных городов республики, а также усиливающимся внешним давлением на стратегического союзника со стороны ряда государств НАТО. Для этого имеется несколько весомых причин. Оборонительный союз России и Беларуси скреплен договорами о создании Союзного государства (1999 года) и военном сотрудничестве (1997 года), десятками других документов. Отношения Москвы и Минска характеризует активное военное и военно-техническое сотрудничество.

Добрая сотня предприятий белорусского ОПК обеспечивает около 15 процентов оборонзаказа РФ, и в этом секторе имеются уникальные, незаменимые изделия. Вероятные "революционные" потери Беларуси и России в сфере безопасности сложно измерить деньгами, но даже экспорт вооружений РБ – до 1,5 миллиарда долларов в год – формируется большей частью заказами РФ.

Особенности ВТС

Расширение военно-технического сотрудничества между странами ОДКБ в последние годы базируется на мощном фундаменте ОПК Беларуси и России, доминирующих на постсоветском пространстве. Только в рамках двустороннего стратегического сотрудничества 99 белорусских предприятий поставляют около двух тысяч наименований изделий военного назначения для сотен оборонных предприятий РФ. Преобладают поставки готовой к эксплуатации высокотехнологичной продукции. Это оптическое оборудование, шасси ракетных комплексов, комплектующие для современных российских танков, бронетранспортеров, артиллерийских и зенитных ракетных систем.

Сложно переоценить продукцию "Минского завода колесных тягачей" (МЗКТ): колесные шасси большой грузоподъемности (МЗКТ-70221) для российских мобильных комплексов МБР "Тополь-М" и "Ярс", унифицированные шасси (МЗКТ-6922) для размещения зенитных ракетных систем малой и средней дальности (ЗРПК "Тунгуска" и ЗРК "Тор"). На минских шасси размещены ОТРК "Искандер", береговые ракетные комплексы "Бал" и "Бастион", РСЗО "Ураган-1М", самоходные пусковые установки и мобильные РЛС ЗРС С-400 "Триумф", машины инженерного обеспечения и другие. России адресовано около 50% всего экспорта МЗКТ. Для понимания абсолютных цифр: в последние годы обрели мобильность в Минске около 100 российских "Ярсов", которые сегодня оснащаются гиперзвуковыми маневрирующими блоками индивидуального наведения "Авангард".

"Минский завод колесных тягачей" уникален, однако Беларусь имеет и много других замечательных предприятий ОПК. Так, ОАО "Интеграл" поставляет в Россию микросхемы для ракет, в том числе стратегических. Специалисты известного в РБ предприятия "Пеленг" совместно с российскими коллегами создают современные прицельные комплексы и тепловизоры для систем управления огнем бронетанковой техники. БелОМО отправляет в Россию комплексы высокоточных измерений параметров летающих аппаратов. ОАО "Экран" производит бортовую аппаратуру истребителей МиГ-29, Су-27, Су-30, Су-33. Предприятие "Агат" экспортирует автоматизированные системы управления войсками. И это лишь начало списка.

В свою очередь Россия поставляет в Беларусь широкий спектр вооружения и военной техники – от стрелкового оружия до авиатехники и комплексов ПВО. Военно-воздушные силы РБ получили новейшие многоцелевые истребители Су-30СМ, войска ПВО – четыре зенитных ракетных дивизиона ЗРК С-300ПС.

Белорусско-российское ВТС основаны на "Соглашении между Правительством РБ и Правительством РФ о реализации Программы военно-технического сотрудничества между Республикой Беларусь и Российской Федерацией до 2020 года". В нем есть нереализованный потенциал и перспективу (разумеется, если соглашение будет продлено на новый срок). На этом поле есть что терять и Минску, и Москве.

Военная безопасность

В мировом рейтинге военной мощи Global Firepower Беларусь занимает 53 место из 138 возможных, и 18 место в Европе (для сравнения, соседняя Литва – на 83 позиции). В действующей армии служат 45500 человек. Республика имеет более 530 танков, 230 ракетных комплексов, 700 артиллерийских установок, 1560 бронетранспортеров и БМП. Военно-воздушные силы РБ располагают двумя сотнями самолетов и вертолетов, в том числе 60 – ударные. Приоритетные направления дальнейшего развития – ПВО, ракетные войска (высокоточные комплексы), силы и средства радиоэлектронной борьбы, разведки, связи. Боевая подготовка белорусских войск соответствует уровню современных угроз, тактических приемов и технологий.

Минск ставил задачу – к 2020 году создать компактную, мобильную и эффективную армию, и это получилось. По крайней мере соседние страны НАТО обеспокоены дальностью поражения целей белорусскими реактивными системами залпового огня "Полонеза" (до 300 км). Минск никому не угрожает. Беларусь превратится в "кинжал, направленный в сердце НАТО", лишь в ситуации крупномасштабного военного конфликта в Восточной Европе.

Министерство обороны РБ адекватно реагирует на существующие и перспективные угрозы, использует российский боевой потенциал (включая ядерный) и опыт. На западном стратегическом направлении Минск и Москва могут надеяться только на свои силы и средства, других союзников нет. Поэтому Россия и Беларусь создали эффективную конфигурацию военного взаимодействия, которая включает единую систему ПВО, региональную группировку войск (способную действовать по единому замыслу и плану), объекты военной инфраструктуры для совместного использования (аэродромы, узлы связи, арсеналы, базы, предприятия по ремонту боевой техники). Модернизация белорусско-российской системы ПВО вызывает озабоченность Пентагона, потому что не позволяет вести себя по-хозяйски в Восточной Европе.

Россия и Беларусь ежегодно проводят десятки командно-штабных учений, совместно формируют и размещают оборонный заказ, объединяют систему технического обеспечения войск, проводят взаимозависимую оборонную политику, координируют усилия в области военного строительства. Министерства обороны двух стран на случай агрессии Запада имеют план переброски войск, военной техники и материальных ресурсов: на первом этапе реагирования армия РБ должна в маневренной обороне выдержать первый удар, а затем на помощь придут войска РФ.

Однако и в мирное время на белорусской территории действуют два важнейших объекта Минобороны России: радиолокационная станция "Волга" (Ганцевичи) отслеживает пуски межконтинентальных баллистических ракет на северо-западном направлении, а 43-й узел связи ВМФ (Вилейка) обеспечивает связь Главного штаба ВМФ с атомными подводными лодками, несущими боевое дежурство в районах Атлантического, Индийского и Тихого океанов.

В свое время американцы предлагали Беларуси 10 млрд. долларов за ликвидацию российской РЛС, но президент Александр Лукашенко ответил, что братство с Россией не продается. И до сего дня Минск не берет плату с Москвы за ее военные объекты (это стоило бы примерно 20 млн. долларов в год).

Политическую и военную интеграцию двух стран определяет и регламентирует Договор о Союзе Беларуси и России, подписанный 2 апреля 1997 года. Соглашение о тыловом обеспечении региональной группировки войск действует с 2004 года. Соглашение о взаимных поставках продукции военного назначения в период угрозы агрессии действует с 2011 года. Восточно-европейская объединенная региональная система ПВО (Беларусь плюс Россия) обеспечивает безопасность с 2016 года.

Вроде бы, безопасность Республики Беларусь незыблема. Не учтены только протестные настроения в обществе. Вероятно, "бунтари" в молодежной среде искренне верят, что прозападная политика и европейский "безвиз" позволят каждому сменить родное картофельное поле на соседнее клубничное, на котором и ожидает счастье. Однако обороноспособность Союзного государства (и западного фланга ОДКБ) – высший международный приоритет, и не может зависеть от избирательных компаний и политических амбиций любого уровня.

0