Учебник казахского языка для второго класса, иллюстративное фото

Ошибки в учебниках: кто виноват и когда их исправят - ответ главы Минобразования

1056
(обновлено 14:18 07.09.2020)
Учебники в Казахстане писали неподготовленные авторы, а проверяли – такие же эксперты. Такой вывод можно сделать, исходя из ответа министра образования на вопрос об ошибках в учебниках и образовательных программах

НУР-СУЛТАН, 3 сен — Sputnik. В Казахстане будут готовить авторов учебников и экспертов, а также тестировать новые материалы и учебные программы не меньше года, заявил корреспонденту Sputnik Казахстан министр образования и науки Асхат Аймагамбетов.

Лермонтов жил 127 лет?

Ошибки и опечатки в учебниках находили и раньше. Но с этого года Казахстан перешел на обновленное содержание, а школьники – на дистанционку, которую им помогают осваивать родители. Поэтому, начиная с 1 сентября, в социальных сетях появляются фотографии, видео и скриншоты опечаток, ошибок и непонятно сформулированных заданий.

Например, в учебнике по литературе за седьмой класс указано, что поэт Михаил Лермонтов прожил целых 127 лет.

Ошибки в учебниках
© Photo : скрин из учебников
Ошибки в учебниках

В истории Казахстана за восьмой класс было неверно указано время и место захоронения лидера освободительного движения Махамбета Утемисова.

Автор учебника по истории Казахстана извинился за грубые ошибки

Вопрос о недочетах в отечественных учебниках дошел даже до Администрации президента, комментировать острую тему накануне нового учебного года пришлось первому заместителю руководителя АП Даурену Абаеву.

Оказалось, что произведения некоторых отечественных классиков не вошли в программу обучения. Вместо них в учебник "Казахская литература" почему-то попали Джек Лондон и Расул Гамзатов.

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев ознакомился с результатами проверки учебников и дал министерству образования и науки поручение исправить недочеты.

Издатели казахстанских учебников пожаловались на "пиратов"

Есть ошибки и на электронных платформах – неправильные ответы к задачам, грамматические ошибки заметили родители, вынужденные заниматься с детьми на дистанционке.

Проблема есть, решение найдено

В Минобразования проблему признают, министр лично высказывался об ошибках в учебниках.

"К обновленному содержанию страна приступила с 2016 года, начали появляться совершенно новые учебники. Вопросы у общественности, как к содержанию, так и вопросы, связанные с ошибками, есть. По многим учебникам раньше либо не было апробации, либо она проводилась только частично. Очень важно до массового тиражирования, чтобы минимум один учебный год учебник проходил апробацию в пилотных школах. Там учителя уже видят, какие есть проблемы, какие недостатки, как их можно устранить", - пояснил Аймагамбетов.

Система подготовки учебников полностью пересматривается, заверил министр. Вина за ошибки в учебниках не только на издательствах или авторах - утверждают учебник комплексно.

Поэтому в Казахстане вводятся внешняя экспертиза, общественная экспертиза и апробация.

Авторов научат писать учебники правильно

По словам главы Минобразования, очень важна подготовка авторов. Как оказалось, раньше в Казахстане авторов не обучали правильному составлению учебника.

"Не было специальной подготовки. Если это представитель высшей школы или учитель – этого недостаточно. Потому что хороший учитель – не всегда хороший автор. Поэтому мы в настоящее время проводим работу по обучению авторов. Есть целая наука – "учебниковедение", закономерность написания учебников. Есть новые программы и новые подходы", - рассказал Аймагамбетов.

Почему казахстанцы выбирают российские интернет-школы

Эта работа проводится министерством образования и науки совместно с издательствами.

"Эксперт не может оценить учебник за неделю"

Есть проблемы и с профессиональными экспертами, которые дают заключение.

"Когда готовят учебник, его отдают на экспертизу. Раньше экспертизу проводили за 7 дней. За такой срок прочесть учебник, дать полноценный ответ, полноценный анализ невозможно", - подчеркнул министр.

Кроме того, со слов министра, ранее экспертами могли выступать и учителя.

"На эти семь дней приглашают учителей из регионов. Хороший учитель может быть знатоком своего дела, но это не означает, что он будет хорошим экспертом именно по учебникам. Поэтому эксперты должны быть сертифицированные, проходить соответствующие курсы. Эксперты должны знать, как готовят учебники, как проводить экспертизу", - подчеркнул Аймагамбетов.

"Слепая" экспертиза

Сейчас министерство приступило к сертификации экспертов, к тому, что будет слепая экспертиза учебников.

В Казахстане не выпускали учебники сексуального просвещения для детей

"Экспертиза будет (проходить - Sputnik) не за короткий промежуток времени, а в течение года. Все учебники и типовые учебные программы будут проходить апробацию. Мы рассматриваем эти вопросы комплексно. Новая концепция подготовки учебников уже готова, реализуется. Думаем, что в дальнейшем таких ошибок не будет", - заверил министр.

Электронные платформы: на ошибках учатся

Что касается обучающих онлайн-платформ, в ведомстве просят информировать об ошибках.

"Мы также готовы рассмотреть и дать соответствующие поручения, чтобы исправили. Мы ввели новую норму (дистанционное обучение – Sputnik). Cчитаем, что платформы, так же как и учебники, должны проходить педагогическую экспертизу", - пояснил Аймагамбетов.

Однако для тщательной проверки не было достаточно времени.

В Казахстане изменили подход к оценкам знаний школьников

"Понятно, что сейчас очень мало времени, много уроков, необходимо, чтобы была апробация, но в связи со сжатостью времени фактически с колес готовят уроки. Сейчас системно проводим педагогическую экспертизу всех этих платформ и контента", - заключил он.

Напомним, что с 1 сентября большинство учащихся приступили к дистанционному обучению. Очная форма разрешена в формате дежурных групп для младших школьников, а также для учащихся малокомплектных школ.

1056
Теги:
Асхат Аймагамбетов, образование, ошибка, учебник
Темы:
Школа-2020: дежурные классы и дистанционка (81)
Школьница наблюдает за уроком в дежурном классе через открытую дверь

Заболевших коронавирусом среди учащихся дежурных классов нет - Минздрав

45
(обновлено 17:55 18.09.2020)
В традиционном формате обучаются около 800 тысяч детей, из них в малокомплектных школах - 250 тысяч детей

НУР-СУЛТАН, 18 сен — Sputnik. Случаев коронавируса среди учащихся дежурных классов в Казахстане не зарегистрировано. Об этом сообщила руководитель управления эпидемиологического надзора за инфекционными заболеваниями комитета контроля качества и безопасности товаров и услуг Минздрава Роза Кожапова.

"С начала учебного года мы разрешили дежурные классы, поэтому ситуацию мониторим. На сегодняшний день случаев заболевания КВИ среди детей, которые посещают дежурные классы, пока не зарегистрировано", - сказала Кожапова.

Она добавила, что в одном регионе был зарегистрирован случай среди учеников девятых классов.

"Ученик находился на дистанционной форме обучения, заболел дома, проходит как контактный. Он заболел дома", - пояснила спикер.

По данным министерства образования, новый 2020-2021 учебный год начался для 3,3 миллиона казахстанских школьников, 466 тысяч студентов колледжей и более 600 тысяч студентов вузов.

В Казахстане нет повторных случаев заражения коронавирусом - Минздрав

В традиционном формате обучаются около 800 тысяч детей, из них в малокомплектных школах - 250 тысяч детей. В дистанционном формате обучаются около 2,6 миллиона учеников с использованием отечественных образовательных платформ, выбранных школами самостоятельно.

Дошкольным образованием охвачены почти 900 тысяч детей. В условиях карантинных ограничений по желанию родителей детские сады посещают 18,7% детей от их общего количества. На сегодняшний день в стране функционируют 15 709 дежурных групп с соблюдением всех санитарных требований.

Минздрав приступил к разработке стратегии развития здравоохранения

45
Теги:
Минздрав, коронавирус Covid-2019, школа
Темы:
Школа-2020: дежурные классы и дистанционка (81)
Дистанционное обучение. Школьники перед ноутбуками

Акиматы закупают компьютеры для учащихся: казахстанцев призвали следить за процессом

37
(обновлено 13:05 18.09.2020)
При покупке нужной для дистанционного обучения техники важно, чтобы местные исполнительные органы не экономили и приобретали качественные компьютеры

НУР-СУЛТАН, 18 сен — Sputnik. Вице-министр образования и науки Казахстана Рустем Бигари призвал казахстанцев отслеживать процесс закупа и приема нужной для школьников техники акиматами всех регионов республики.

По его словам, вопрос бюджетного финансирования и закупок должен быть полностью прозрачным.

За что министр образования отчитал подчиненных в регионах

"Сейчас мы делаем специальный ресурс, чтобы обеспечить, в частности, прозрачность закупаемого оборудования для школ и колледжей. Не все знают, но финансирование и закупки для школ, колледжей осуществляются акиматами или организациями образования (школы, колледжи). Тем не менее, вне зависимости от этого, важно обеспечить прозрачность", – сообщил вице-министр на своей странице в Facebook.

Рустем Бигари подчеркнул, что сейчас акиматами приобретается компьютерная техника для школ. По этой причине важно организовать общественную и открытую приемку поставляемого оборудования с публикацией материалов, фотографий и при необходимости передавать информацию в специальные мониторинговые группы.

Сколько денег выделили на обеспечение школ интернетом

"Для того, чтобы не занижали требования, с НПП "Атамекен" и министерством цифрового развития нами были согласованы и направлены минимальные требования к оборудованию, сервисному обслуживанию, гарантиям. Надо на это при проверках обращать особое внимание и всем обществом контролировать эти процессы", – уточнил замглавы Минобразования.

Отметим, что в рекомендациях министерства образования и науки Казахстана имеется пункт, согласно которому при определении поставщиков были подключены представители общественности и специальной мониторинговой группы в регионах.

Казахстанцы, получившие бесплатные ноутбуки для учебы, продают их

37
Пленарное заседание мажилиса

Сколько выборов состоялись в Казахстане в мажилис парламента

0
По итогам всенародного референдума 30 августа 1995 года была принята новая Конституция Республики Казахстан. Она определила парламент как высший представительный орган, осуществляющий законодательные функции и состоящий из двух палат: сената и мажилиса

В истории современного Казахстана выборы в мажилис парламента проходили шесть раз.

После принятия Конституции президент страны подписал указ, имеющий силу Конституционного закона "О выборах в Республике Казахстан", согласно которому состоялись выборы депутатов в двухпалатный парламент.

По закону выборы в мажилис назначает президент Казахстана. Срок полномочий депутатов - пять лет.

Первый созыв мажилиса Казахстана

Впервые выборы в нижнюю палату парламента прошли 9 декабря 1995 года. На основе мажоритарной системы было избрано 67 депутатов, которые баллотировались по одномандатным территориальным избирательным округам, образуемым с учетом административно-территориального деления республики и с примерно равной численностью избирателей.

Явка на выборах составила 79,8%. В состав мажилиса вошли депутаты от 11 партий:

  • 25 мест заняли члены "Партии народного единства Казахстана";
  • 12 мест - "Демократическая партия Казахстана";
  • 7 мест - "Крестьянский союз Казахстана";
  • 7 мест – независимые депутаты;
  • 5 мест - "Федерация профсоюзов Казахстана";
  • 3 мандата получили депутаты Союза казахстанской молодежи;
  • 2 - Народно-кооперативная партия Казахстана.

По одному мандату получили: "Партия казахского возрождения", "Конгресс народа Казахстана", "Социалистическая партия Казахстана" и "Общественное движение "Гармония".

По итогам выборов доля женщин в мажилисе составила 13,4% или 9 депутатов. Первым спикером палаты был Марат Оспанов

Полномочия депутатов мажилиса первого созыва начались с открытием первой сессии 30 января 1996 года.

Второй созыв мажилиса Казахстана

К 1998 году в свете проводимых в стране социально-экономических реформ, в соответствии с принятыми изменениями и дополнениями в Конституцию, изменились и полномочия палат, порядок формирования депутатского корпуса, были увеличены как срок полномочий парламента, так и количество депутатских мандатов.

Мажилис уже состоял из 77 депутатов: 67 из них избирались по одномандатным территориальным избирательным округам, а еще 10 депутатов избирались на основе партийных списков.

В октябре 1999 года прошли вторые выборы в нижнюю палату парламента. Явка избирателей составила 62,5%. Только 10% депутатов были женщинам, остальные - мужчины. Председателем палаты был избран Жармахан Туякбай.

Из 77 депутатских мест:

  • 23 заняли депутаты от республиканской политической партии "Отан";
  • 23 места ушло независимым депутатам;
  • 13 мандатов – "Гражданской партии Казахстана";
  • 11 – Федерации профсоюзов Казахстана.

По три мандата получили "Коммунистическая партия Казахстана" и "Аграрная партия Казахстана". Одно депутатское кресло занял представитель "Народной кооперативной партии Казахстана".

Третий созыв мажилиса Казахстана

Выборы в мажилис третьего созыва состоялись в сентябре 2004 года. В выборах принимали участие 12 политических партий, из них 4 – в составе двух избирательных блоков. В результате выборов было избрано 77 депутатов - по тем же правилам, что и во втором созыве.

В составе палаты работали 69 мужчин и 8 женщин. Средний возраст депутатского корпуса мажилиса третьего созыва составлял – 53 года, самому молодому депутату было – 28 лет, самому пожилому – 73 года. Председателем был избран Урал Мухамеджанов.

По итогам этих выборов большую половину мест заняли представители партии "Отан". Из 77 депутатских мандатов:

  • 42 было отдано "отановцам";
  • 18 мандатов получили независимые депутаты;
  • 11 мест заняли депутаты от партии "Блок АИСТ" (союз "Аграрной" и "Гражданской" партий);
  • 4 мандата отдано представителям партии "Асар".

По одному месту в мажилисе заняли депутаты от "Ак жола" и "Демократической партии Казахстан".

Четвертый созыв мажилиса Казахстана

Закономерным итогом планомерного развития Казахстана стали политические преобразования 2007 года. Реформа создала условия для последующей трансформации формы правления из президентской в президентско-парламентскую. Согласно внесенным в 2007 году поправкам, мажилис стал формироваться по партийным спискам.

Количество депутатов было увеличено с 77 до 107. Из них 98 избираются от политических партий по партийным спискам и 9 - Ассамблеей народа Казахстана. В таком формате были избраны депутаты мажилиса четвертого, пятого и действующего шестого созывов.

Четвертые по счету выборы в мажилис прошли 18 августа 2007 года. В предвыборной гонке приняли участие семь политических партий, но семипроцентный барьер преодолела только Республиканская народно-демократическая партия "Нур Отан", депутаты от которой заняли все 98 мест в мажилисе.

Еще 9 мест в палате были предоставлены депутатам, избранным Ассамблеей народа Казахстана 20 августа 2007 года.

В состав мажилиса из депутатского корпуса прошлого созыва вошли 39 депутатов, из органов государственного управления – 24 человека, местного госуправления – 19 человек, из структур бизнеса – 8 человек, образования науки и культуры – 8, и еще 9 человек из других сфер. Более чем вдвое было увеличено число женщин – 17 депутатов. В период работы четвертого созыва спикерами палаты успели побывать Аслан Мусин ( до октября 2008 года) и Урал Мухамеджанов.

Пятый созыв мажилиса Казахстана

Состав мажилиса пятого созыва был сформирован в январе 2012 года. В пятом созыве, в соответствии с конституционными нормами, полномочия депутатов сената, избранных в 2008 и 2011 годах, назначенных президентом Казахстана в 2007 и 2011 годах, были продолжены.

В выборах мажилиса парламента принимали участие семь политических партий, три из которых по итоговым результатам набрали больше 7% голосов избирателей и прошли в мажилис:

  • Народно-демократическая партия "Нур Отан" (80,99%),
  • Демократическая партия Казахстана "Ак жол" (7,47%),
  • Коммунистическая народная партия Казахстана (7,19%).

От партии "Нур Отан" – 83 депутата, от "Ак жол" - 8 депутатов, от КНПК - 7 депутатов. От Ассамблеи народа Казахстана - 9 депутатов.

В состав палаты из депутатского корпуса прошлого созыва вошли 43 депутата. Число женщин увеличилось до 26 человек. Средний возраст депутатского корпуса мажилиса пятого созыва составил 56 лет, что на четыре года больше, чем в четвертом созыве.

Председателем мажилиса пятого созыва успели побывать Нурлан Нигматулин (до апреля 2014 года) и Кабибулла Джакупов (до 20 января 2016 года). Полномочия Джакупова были прекращены досрочно из-за президентского указа о роспуске мажилиса пятого созыва и назначении внеочередных выборов депутатов.

Шестой созыв мажилиса Казахстана

Действующий шестой созыв мажилиса был избран 20 марта 2016 года. В выборах приняли участие шесть политических партий, три из которых, набрав более 7% голосов избирателей, прошли в состав палаты:

  • 82,20% голосов или 84 депутата от партии Nur Otan;
  • 7,18% или 7 депутатов от Демократической партии Казахстана "Ак жол";
  • 7,18% или 7 депутатов от Коммунистической народной партии Казахстана.

Еще 9 депутатов были избраны от Ассамблеи народа Казахстана.

В состав мажилиса шестого созыва вошли 43 депутата прошлого созыва. В целом депутатский корпус обновился на 60%. Количество женщин увеличилось до – 29 человек (27%).

Сразу после выборов спикером палаты был назначен Бактыкожа Измухамбетов (до июня 2016 года). С июня 2016 года и по сей день нижнюю палату парламента возглавляет Нурлан Нигматулин.

Новые выборы в мажилис

Полномочия депутатов шестого созыва действуют до марта 2021 года. Очередные выборы депутатов мажилиса должны пройти не позднее января следующего года.

0
Теги:
депутат, выборы, мажилис
Темы:
Выборы в мажилис в Казахстане