Ребенок с планшетом, дистанционное обучение

Ученик не должен все время сидеть у экрана - глава МОН о плюсах и минусах "дистанционки"

10887
(обновлено 11:14 14.09.2020)
Новый учебный год стартовал всего две недели назад. Дистанционный формат обучения вызывает немало вопросов, на которые в эксклюзивном интервью Sputnik Казахстан ответил министр образования и науки Асхат Аймагамбетов

НУР-СУЛТАН, 12 сен — Sputnik. Пик пандемии в Казахстане официально пройден, но страна готовится ко второй волне, а значит, сохраняются карантинные меры. Школы и другие организации образования функционируют ограниченно.

Для младшеклассников предусмотрена возможность учиться в дежурных классах до 15 детей, но они есть не во всех школах. Таким образом, основная нагрузка по организации обучения упала на плечи родителей: обеспечить школьника рабочим местом, техникой, помочь подключиться к онлайн-уроку, контролировать выполнение "классной" работы, своевременно сдавать учителю домашние задания, объяснять непонятные темы.

Школа-2020: новые правила

Что не так в учебном процессе и можно ли улучшить ситуацию? Какие плюсы и минусы есть у дистанционки, и когда Казахстан планирует вернуться к традиционной форме обучения? Об этом корреспондент Sputnik Казахстан поговорил с министром образования и науки Казахстана Асхатом Аймагамбетовым.

Министр образования Казахстана Асхат Аймагамбетов
© Sputnik / Абзал Калиев.
Министр образования Казахстана Асхат Аймагамбетов

- Господин министр, со всех сторон сейчас поступают жалобы на организацию дистанционного процесса, в первую очередь, от родителей. Не секрет, что многие берегли свой отпуск на начало учебного года. Сейчас отпуска на исходе, а проблемы - нет. Кому-то приходится увольняться, кто-то отдал ребенка на целый день в платный детский центр, где уже формируются "классы" и неизвестно как соблюдаются санитарные нормы. Когда принималось решение по "дистанционке", какая роль отводилась родителям в учебном процессе?

- Решение по дистанционному обучению связано с эпидемиологической ситуацией. И мы, как законопослушные граждане, следуем постановлению главного санитарного врача страны и санврачей регионов. Они принимали решение по карантинному режиму, в том числе и по школам. А мы выполняем это решение и создаем необходимые условия.

Как социально поддержать родителей? Это вопрос не к министру образования. Вопросы соцзащиты и санитарных служб не в моей компетенции.

У родителей нет проблем с "дистанционкой" школьников, считает вице-премьер

Но проблемы есть не только у нас. Если вы посмотрите на срез медиа- и социальных сетей в других странах, то увидите одну общую тенденцию: везде родители недовольны, везде на них ложится большая нагрузка. Везде педагоги пытаются дать больше заданий, или требуют, чтобы ребенок присутствовал онлайн на уроке.

Все эти моменты практически идентичны во многих странах. Мы видим международный опыт, общаемся с коллегами из международных институтов, проводим анализ. "Родимые пятна" везде одинаковые.

У нас низкое качество дистанционного обучения связывают с медленным интернетом. Но даже в развитых странах с хорошим интернетом есть большая разница между уровнем знаний, полученных на дистанционном обучении и традиционным очным форматом.

Мы не исключение. Мы также ждем открытия школ и поддерживаем традиционное очное обучение.  

Есть вопросы и с готовностью педагогов работать в новом формате, несмотря на все организованные курсы.

- Четвертая четверть прошла в "расслабленном" режиме в том, что касалось оценок. Сейчас новая система оценивания. Более того, детям снижают баллы, если ребенок не смог вовремя подключиться к онлайн-уроку. Как должен оценивать учитель успехи ребенка на "дистанционке"? Кому ставится оценка - ребенку или родителю, который не смог организовать учебный процесс дома? Есть ли четкие регламенты МОН?

- Не должен учитель сурово оценивать. А мы не должны строго регламентировать. Занятия, уроки, педагогический процесс – это творческий процесс. Есть общие рекомендации, все это обсуждалось на соответствующих курсах, которые мы проводили для педагогов.

Когда вы обобщаете факты, что ребенок не смог подключиться, или кого-то вынудили надеть школьную форму во время онлайн-эфира, это не говорит о том, что все три миллиона школьников так учатся. Это не так. Также как эксцессы во время онлайн-уроков.

Пятиклассникам во время онлайн-урока включили порно

Я не защищаю учителей, но учитель проводит урок за уроком. Самим педагогам дистанционная форма тоже дается непросто. И мы их понимаем.

Сейчас происходит серьезная трансформация - привыкание и педагогов, и детей, и родителей к новым условиям.

Почти 500 тысяч наших педагогов столкнулись с новой реальностью, с проблемами, но при этом занятия продолжаются.

Да, где-то есть перегибы. Еще в четвертой четверти я выступал, говорил, что не надо сажать ребенка перед экраном в школьной форме. Не обязательно, чтобы все дети сидели у экранов. Если Сеть где-то не тянет, мы рекомендовали учителям разрешать ученикам отключать видеотрансляцию.

Мы каждый день работаем с нашими коллегами, обсуждаем такие ситуации, указываем на плюсы и новые возможности. Я лично провожу как минимум три совещания в неделю со всеми руководителями отделов образования. Мы включаем стриминг, к которому подключаются больше 300 человек, включая методические кабинеты районов.

Летом мы работали напрямую с директорами школ каждой области. Приходится работать в таком формате, иначе не получается донести позицию министерства до рядового педагога.

Мы создали специальные чаты, чтобы все принятые решения доходили до директоров школ напрямую. И в этом тоже есть плюс сложившейся ситуации, связанной с пандемией.

- Какие плюсы и возможности вы видите в дистанционном обучении?

- Обучение должно быть не столько синхронным (то есть "онлайн" или "стриминговым", когда учебный процесс происходит в режиме реального времени - Sputnik), сколько асинхронным. Это один из принципов дистанционного обучения.

Ребенок не может и не должен все 6-7 уроков сидеть перед экраном. И если обучение идет онлайн, а школьник хочет "отлучиться на 5 минут", и его за это наказывают, снижают оценку – это неправильно. Но это скорее исключение, таких ситуаций немного.

В Казахстане меняют подход к подготовке учебников

Большая часть педагогов уже поняла, что синхронное обучение даже менее продуктивно. Лучше, чтобы ученик занимался в своем индивидуальном темпе.

Плюс дистанционного обучения в том, что оно гибче, индивидуализированнее. Задания можно выполнять, когда у тебя есть время, когда ты более продуктивен.

И эти плюсы нужно использовать. На курсах, которые проходили педагоги, мы сделали акцент именно на этом. Если где-то есть перегибы, мы будем с этим работать.

- Есть еще один плюс "дистанционки": родители стали погружаться в школьную программу, у них появились вопросы к учебникам. Вы говорили, что министерство будет менять подход к составлению учебников. Когда планируется начать обучение авторов и экспертов учебников?

- Эта работа уже ведется. На прошлой неделе я проводил совещание с издательствами, авторами и экспертным сообществом. Для авторов и экспертов организованы курсы в университетах.

Даже хороший специалист не всегда может написать хороший учебник с точки зрения дидактики и педагогики. Авторы тоже нуждаются в соответствующей помощи и поддержке. В школе изменилась методология, программы.

"Произошла ошибка": школьникам вернули бесплатный доступ к электронным учебникам

Большая часть замечаний как раз касались программ. Поэтому они должны проходить экспертизу, апробацию. Учителя и эксперты, авторы учебников смотрят, дискутируют, согласовывают, вносят изменения, если нужно. Дальше проект проходит апробацию в определенных школах. Мы смотрим, как дети ее воспринимают, насколько сложно учителям. После этого программа утверждается, и на этом основании выпускается учебник.

Новые обязательства появятся у издательств школьной литературы. Мы уже обязали их открыть бесплатный доступ ко всем электронным учебникам.

- Когда выйдут учебники, написанные по новым стандартам?

- Мы должны синхронизировать эту работу с поэтапным переходом к 12-летнему обучению, чтобы не делать двойную работу и двойные расходы для бюджета. Чтобы в первый класс ребенок заходил уже с новыми учебниками.

Переход на 12-летнее школьное образование в Казахстане: инфографика по годам

- Переход на 12-летку планировался с 2021 года, он сдвигается из-за дистанционки?

- Нет, это не повлияет. Вся работа по переходу на 12-летнее образование идет по плану.

- Когда пандемия только началась, были прогнозы, что она может продлиться до 2023 года. На днях Минздрав рассказал, почему не нужно торопиться открывать школы. Вы рассматриваете такой, пусть и самый негативный вариант, что придется учиться дистанционно три года?

- Нет, трех лет "дистанционки" не будет. Мы планируем постепенный переход к традиционной форме обучения.

- В какие сроки?

- Решение будет приниматься главным санитарным врачом, я сейчас не могу это предсказать. Пока речь идет только о первой четверти. 

- И все-таки, если говорить о возвращении к традиционному формату обучения в условиях переполненных школ – даже в Нур-Султане есть школы, где в параллели по 30 классов, а в классах по 40 учеников

- Нельзя говорить, что все 7 тысяч школ по стране переполнены. Больше половины – односменные, есть и малокомплектные. Например, сельские школы полупустые, ежегодно закрываются, потому что детей нет, люди переезжают из сел в города. Поэтому городские школы переполнены, несмотря на открытие новых учебных заведений.

Переуплотненность школ создает еще одну проблему - для получения детьми качественного образования важна и школьная инфраструктура: спортзал, столовая, обеспеченность компьютерами.

Если в школе соотношение "ученик - компьютер"- 1 к 25, какая может быть цифровизация?

Минздрав предложил оставить "дистанционку" в Казахстане в первой четверти

Сейчас нас критикуют, говорят, зачем вы покупаете столько компьютеров. Зато теперь 1 компьютер приходится на 5 учеников, и это, согласитесь, уже другая ситуация.

Вопросы инфраструктуры, предметной базы, кабинетов физики, химии, биологии, мультимедийных кабинетов решаются параллельно даже во время пандемии.

Конечно, пандемия накладывает свой отпечаток на систему образования, но мы должны использовать ее как шанс для модернизации.

Справка: В Казахстане в 2020/2021 учебном году в школах учатся 3,3 миллиона детей, из них 352 тысячи - первоклассники. Всего в стране 7 тысяч школ, но в традиционном формате открылись всего 1 934 малокомплектные школы. В очном формате обучаются около 800 тысяч детей, из них в малокомплектных школах - 250 тысяч. Дистанционно учатся около 2,6 миллиона учеников.

10887
Теги:
дистанционное обучение, пандемия, образование, школа, Асхат Аймагамбетов
Астана - Будучность

Шишханов о тренере "Астаны": судьба вернула ему то, что он должен получить

145
(обновлено 10:32 22.09.2020)
"Астана" является серьезной командой, так как на протяжении многих лет клуб достаточно удачно выступал в квалификационных раундах еврокубков, отметил Адлан Шишханов

НУР-СУЛТАН, 21 сен — Sputnik. После сенсационного вылета ФК "Астана" из квалификационного раунда Лиги Европы неудачу наставника казахстанского клуба Пола Эшуорта прокомментировал президент латвийского футбольного клуба "Вентспилс" Адлан Шишханов.

До работы в Казахстане, в 2017-м Эшуорт работал в клубе Шишханова, но руководство "Вентспилса" приняло решение прекратить отношения со специалистом.

В эксклюзивном комментарии для Sputnik Шишханов рассказал предысторию конфликта с Эшуортом, вспомнил поговорку про язык и Киев, а также поделился своим мнением об урезанном бюджете казахстанского клуба.

- Господин Шишханов, что послужило причиной вашего комментария относительно выступления "Астаны" в Лиге Европы?

- Я оставил комментарий, потому что некоторое время назад нынешний тренер "Астаны", бывший тренер "Вентспилса" Пол Эшуорт позволил себе не совсем лицеприятно высказаться о моей команде, несмотря на то, что расстались мы позитивно.

"Астана" сенсационно проиграла команде из Черногории и вылетела из Лиги Европы

- И вот теперь вы решили ответить ему?

- Так получается, что я слежу за выступлениями различных футбольных клубов. И мне было просто удивительно, что "Астана" у себя дома не прошла. А память хорошая. Поэтому господину Эшуорту передал, что иногда язык людей доводит до Киева, а некоторых людей может довести до отставки. Я не знаю, доведет ли его, в принципе, его судьба меня мало интересует.

- Слышали о том, что "Астане" урезали бюджет после поражения от "Будучности"?

- Вы знаете, я не слежу за ситуацией, которая происходит в ФК "Астана". Я знаю, что это достаточно серьезная команда, потому что на протяжении многих лет этот клуб достаточно удачно играл. Я знаю, что урезан бюджет. Но, поверьте, урезанные бюджеты "Астаны" для большинства клубов на постсоветском пространстве являются фантастическими.

- Вы не получали гневных откликов от кого-либо на ваше заявление? Не жалеете о сказанном?

- Надо было ответить. И судьба долго ждать себя не заставила. Никаких гневных ответов на свое высказывание я не получал. В кругу людей, которые вместе со мной сопереживают жизни "Вентспилса", в нашем кругу мы посчитали, что это тот самый случай, когда судьба сама за нас вернула Полу то, что он должен был получить.

"Кайсар" и "Кайрат" вслед за "Астаной" вылетели из Лиги Европы

Отметим, Шишханов после проигрыша "Астаны" нелестно высказался о Поле Эшуорте, который исполняет обязанности главного тренера столичного клуба. По его словам, в свое время Эшуорт "позволил себе публично в оскорбительном тоне высказаться о нашем клубе, смеялся над нами".

"Вентспилс", о котором вы говорили с издевкой, вылетал из еврокубков, проигрывая таким грандам и известным в Европе клубам, как "Бордо", "Витория Гимарайнш", сейчас вот "Русенборгу". Клубам, чьи бюджеты превосходят бюджет нашего клуба в десятки раз. Но ФКВ не проигрывает и не вылетает от клубов уровня "Будучности", - прокомментировал он "вылет" казахстанского клуба.

Теперь же Шишханов решил ответить бывшему коллеге, а также выразил сочувствие фанатам клуба.

"Астана" проиграла "Будучности" во втором квалификационном раунде со счетом 0:1 и прекратила выступление в Лиге Европе.

145
 Девушка плачет на лестничной клетке, иллюстративное фото

Полицейские придумали кодовое слово помогло ли оно жертвам бытового насилия

278
(обновлено 09:18 22.09.2020)
Sputnik Казахстан узнал в департаменте полиции, помогло ли зашифрованное сообщение спасти жертв домашних тиранов

НУР-СУЛТАН, 19 сен — Sputnik, Айгюзель Кадир. Столичные полицейские в апреле предложили кодовое слово, которое могут использовать подвергшиеся бытовому насилию женщины и дети. Пострадавшие могли обратиться по номеру "102" с вопросом "Поступили маски и антисептики?"

Скрытый алгоритм для жертв бытового насилия

"В период чрезвычайного положения вопрос масок и антисептиков стоял очень остро, именно поэтому мы придумали такое кодовое слово. Если бы кодовое слово было, например, "пришел ли свежий хлеб или пицца", то агрессор мог заподозрить что-то. Некоторые хлеб не покупают, дома пекут", - пояснила в беседе со Sputnik Казахстан старший инспектор подразделения по защите женщин от насилия департамента полиции Нур-Султана Гульмира Шрахметова.

Она подтвердила, что звонки на "102" с устным заявлением "Поступили маски и антисептики?" были. Полицейские незамедлительно выезжали на место происшествия, дальше отрабатывали участковые инспекторы полиции - выносили защитные предписания, проводили профилактические работы.

За время пандемии в Казахстане от бытового насилия погибли 33 человека

"Скрытый алгоритм для помощи жертвам бытового насилия нам очень помог именно во время чрезвычайного положения", - отметила Гульмира Шрахметова.

Старший инспектор подразделения по защите женщин от насилия департамента полиции Нур-Султана Гульмира Шрахметова
© Photo : Из личного архива Гульмиры Шрахметовой
Старший инспектор подразделения по защите женщин от насилия департамента полиции Нур-Султана Гульмира Шрахметова

В целом в период жесткого карантина количество звонков на "102" в связи с бытовым насилием увеличилось почти в два раза, рассказала она.

"Есть семьи, которые живут в однокомнатной квартире, по 5-6 человек. Жена и муж дома, дети обучаются на "дистанционке". Один хочет на улицу, другому надо делать уроки, третий плачет, так как ему тоже нужно внимание. В такой ситуации возникали споры, это приводило к семейным скандалам. До карантина, на "102" поступало от 15 до 20 звонков, по праздникам – от 30 до 40, в выходные – до 30. С момента объявления режима ЧП в обычные дни было до 30 звонков, в выходные – до 40, по праздникам – до 50 и больше", - добавила Шрахметова.

Дети звонят и просят защитить маму

За восемь месяцев в суд направили около 900 дел в сфере семейно-бытовых отношений, рассказала Гульмира Шрахметова.

"Бывает, что на канал "102" звонят дети, иногда неоднократно. Например, звонит ребенок, говорит: "маму бьют, папа пьяный". Через 2-3 минуты опять ребенок может позвонить: "Приезжайте скорее". Такие звонки обязательно отрабатываются, сотрудники выезжают", - добавила она.

Бездействия участковых полицейских в столице практически нет, заявила она.

"Если такие случаи имеют место, мы проводим служебную проверку, по результатам привлекаем к дисциплинарной ответственности. Участковые у нас работают добросовестно", - заключила Шрахметова.

"Бить женщин можно и нужно": заявления преподавателя ЕНУ вызвали скандал

В Казахстане работает круглосуточная национальная телефонная линия доверия "150" для детей, молодежи и людей, подвергшихся насилию. Задать вопрос можно и на сайте www.telefon150.kz либо по анонимному номеру WhatsApp +7 708 10 60 810.

В столице также есть кризисные центры, в которых женщинам оказывают психологическую и правовую помощь. Анонимность и конфиденциальность обращения гарантируется.

Адреса и контакты центров:

КГУ "Кризисный центр "Үміт" акимата Нур-Султана, телефон доверия: +7 7172 49-78-89, e-mail: centr_07_2013@mail.ru;

Частный фонд "Қорғау-Астана", телефоны доверия: +7 7172 63-46-01, 30-60-73, +7 702 892 9777, e-mail: Korgau_astana@mail.ru.

Помимо этого, действует региональная комиссия по делам женщин и семейно-демографической политике при акимате города Нур-Султана, где обратившихся женщин проконсультируют и окажут необходимую поддержку.

Также по телефону 8 (7172) 71 60 63 можно обратиться в подразделение по защите женщин департамента полиции Нур-Султана.

278
Теги:
женщина, насилие

Знакомые лица! Кто летит первым рейсом в Москву из Нур-Султана - видео

0
В новом терминале аэропорта Нурсултан Назарбаев сегодня многолюдно. Пассажиры спешат зарегистрироваться на первый регулярный рейс Нур-Султан – Москва, скоро прощаются с провожающими и отправляются проходить таможню, чтобы попасть в зал вылетов

Авиасообщение между Россией и Казахстаном возобновлено, но онлайн-регистрация пока недоступна. Поэтому стойки регистрации открылись в 18:40. Вылет – в 21:40.

В зале вылетов много знакомых лиц. Корреспонденты Sputnik Казахстан встретили бывшего главного государственного санврача Айжан Есмагамбетову. Как оказалось, она никуда не летит, а в аэропорт приехала, чтобы проводить дочь на учебу.

"Сегодня я в аэропорт приехала проводить свою дочку, она уезжает в Москву на учебу. До этого момента она обучалась дистанционно. Но учитывая, что сообщение с Россией возобновлено, мы отправляем ее продолжать учебу уже в очном режиме", - рассказала заместитель председателя комитета контроля качества и безопасности товаров и услуг Есмагамбетова. 

Первый пассажирский рейс вылетел из Нур-Султана в Москву

Она отметила, что ее дочь переболела коронавирусной инфекцией, но, как и другие, сдала ПЦР-тест, а по прилете пройдет карантин – таково требование университета.

Летит в Москву и председатель правления фонда "Туристик Камкор" Инна Рей. Повод оказался не радостным.

"Я выезжаю в Москву по семейным проблемам, у нас случилось несчастье в период, когда был коронавирус, и до сих пор туда было невозможно попасть, поэтому мы первым же рейсом выехали. Очень рады восстановлению авиасообщения, потому что поездки в Москву уже были очень привычные, очень нужные", - рассказала Рэй.

Многие пассажиры жаловались на дороговизну билетов – цены доходили до 1,5 миллиона тенге, и все равно все места оказались распроданными.

"С приобретением билета проблем не было, потому что у нас своя авиакасса. Но цена поразила. Первые рейсы очень дорогие. Здесь перевозчик отличился. Но мы готовы понять все, слишком уж мы ждали этого рейса, этой поездки. Все остальное уходит на второй план", - прокомментировала Рэй.

Борт авиакомпании Air Astana вылетел по расписанию 26 сентября, в 21:40 по времени Нур-Султана, и прибудет в Москву в 22:15 по местному времени.

Air Astana возобновляет рейс Нур-Султан – Москва

В воскресенье, 27 сентября, первый рейс в Казахстан из России совершит "Аэрофлот".

В дальнейшем казахстанская авиакомпания будет летать по средам, российская – по воскресеньям.

Подробнее смотрите на видео.

Казахстанцы раскупили билеты на первые рейсы в Турцию

0
Теги:
Айжан Есмагамбетова, Москва, Нур-Султан, рейс