Казахстан на международной арене: достижения и инициативы

217
(обновлено 11:06 20.09.2016)

АСТАНА, 29 июн — Sputnik. В ночь со вторника на среду по времени Астаны стало известно, что Республика Казахстан избрана в состав непостоянных членов Совета безопасности ООН на период 2017–2018 годов, о чем сообщил спикер сената парламента Казахстана Касым-Жомарт Токаев на своей странице в Twitter.

Казахстан был избран непостоянным членом СБ ООН от Азиатско-Тихоокеанской группы государств на 2017-2018 годы. Кандидатуру Казахстана поддержали 138 государств из 193 государств-членов ООН, принявших участие в голосовании. Казахстан официально вступит в права непостоянного члена СБ ООН с 1 января 2017 года и будет осуществлять их до 31 декабря 2018 года.

Совет Безопасности ООН состоит из 15 государств, из которых пять имеют статус постоянного члена (Россия, США, Китай, Великобритания и Франция), а десять оставшихся избираются сроком на два года каждый от пяти региональных групп. Казахстан сменит Малайзию в качестве представителя Азиатско-Тихоокеанской группы государств – и станет первым государством Центральной Азии, входящим в состав наиболее важного политического органа ООН. На который Уставом Организации возложены полномочия по поддержанию глобального мира и безопасности.

"Избрание в Совбез ООН подтвердило большое уважение, которым в международном сообществе пользуется миролюбивая конструктивная внешняя и внутренняя политика нашей страны и Президента Нурсултана Назарбаева", — говорится в сообщении внешнеполитического ведомства республики.

Sputnik предлагает вспомнить все основные вехи продвижения Казахстана на международной арене в качестве значимого игрока – члена Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Совета тюркоязычных стран, Евразийского Экономического Союза, Всемирной Торговой Организации, Шанхайской Организации Сотрудничества, участника индивидуального плана партнерства с НАТО и многих других международных политических и экономических организаций и структур.

Закрытие Семипалатинского полигона

Первый значимый шаг в этом направлении был сделан Казахстаном еще в составе Советского Союза – 29 августа 1991 года Указом

Президента РК Нурсултана Назарбаева был официально закрыт Семипалатинский испытательный полигон. Еще раньше – в 1989 году — общественность и власти республики добились его "заморозки", в течение последних двух лет до официального закрытия полигона, испытаний на нем не проводилось.

Всего же с 1949 по 1989 год на Семипалатинском ядерном полигоне было произведено 468 ядерных испытаний, в ходе которых было взорвано не менее 616 ядерных и термоядерных устройств. В том числе 125 атмосферных (26 наземных, 91 воздушных, 8 высотных) зарядов и 343 испытательных ядерных взрыва под землей (из них 215 в штольнях и 128 в скважинах).
Пострадавшими от испытаний на полигоне официально признаны около 1,3 миллиона человек. А в 2009 году президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил объявить 29 августа Всемирным днем отказа от ядерного оружия – и ООН поддержало эту инициативу.

Добровольный отказ от ОМУ

Помимо Семипалатинского полигона в "ядерное" наследство от СССР Казахстану достался еще и четвертый в мире по мощности ядерный арсенал, от которого республика отказалась добровольно: соответствующая инициатива была отражена Лиссабонским протоколом от 22 мая 1992 года. Подписав этот протокол, Казахстан, Украина и Белоруссия присоединились к Договору о нераспространении ядерного оружия и обязались либо ликвидировать все имеющиеся на их территории стратегические ядерные боеголовки, либо передать их России.
Окончательно вывод с территории Казахстана всего ядерного арсенала завершился в 1994 году, а через год был уничтожен последний ядерный заряд на Семипалатинском полигоне. В 1996 году Республика Казахстан стала одним из первых участников Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний – открытый для подписания 24 сентября 1996 года документ представители РК подписали 30 сентября того же года.

В 2012 же году президент Казахстана Нурсултан Назарбаев выступил с инициативой по реализации плана всеобъемлющего сокращения стратегических наступательных вооружений с участием всех ядерных государств. Суть ее состоит в поэтапном естественном сокращении ядерного арсенала за счет запрета на проведение ядерных испытаний и – как следствие – неразработки ядерными державами новых образцов оружия массового уничтожения (ОМУ). Существующий же на планете ядерный арсенал по мере его физического износа будет утилироваться, а не заменяться новыми образцами вооружений.

Для реализации этой идеи Казахстан в 2013 году также инициировал международный проект "ATOM" (Abolition of Test — Our Mission), в рамках которого любой человек на планете Земля может поставить свою электронную подпись под on-line петицией правительствам стран мира и, тем самым, добиваться заключения Договора о всеобъемлющем прекращении ядерных испытаний.

ОБСЕ – путь от дебютанта до председателя

Членство в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе Казахстан официально оформил 30 января 1992 года, а в 2010 году принял на себя бразды председательства в этой Организации. Свое намерение председательствовать в ОБСЕ, основной целью которой является укрепление мер доверия и безопасности на пространстве "от Ванкувера до Владивостока", предотвращая различного рода конфликты, республика выразила еще в 2003 году.

Казахстан стал председателем в ОБСЕ после того, как зарекомендовал себя в качестве состоятельного переговорщика между мусульманским и европейским мирами, а также сторонами некоторых "заороженных" локальных конфликтов, инициатором и реализатором идеи мирного урегулирования ситуации в Афганистане. В итоге, миротворческий и переговорный потенциал страны был наиболее ярко продемонстрирован во время подписания Итоговой Декларации Саммита в Астане, когда казахстанские дипломаты в течение 10 часов вместо предполагаемых полутора сумели найти приемлемые для России и Грузии формулировки по поводу отражения статуса Абхазии и Южной Осетии. А также добиться нахождения аналогичного консенсуса со стороны Азербайджана и Армении по оценке проблемы Нагорного Карабаха.

Сначала – экономика, потом — политика

При всем при этом Казахстан в своем внутреннем развитии всегда придерживался сформулированного президентом Нурсултаном Назарбаевым принципа: "Сначала – экономика, потом – политика", суть которого – политические преобразования должны опираться на крепкий экономический фундамент. Внешняя политика страны в этом отношении является зеркальным отражением политики внутренней: Астана последовательно выстраивает экономические мосты как на Запад, так и на Восток, используя для этого, в том числе, и сколоченный за годы Независимости на международной арене политический капитал.

Самым ярким примером такого движения Казахстана является создание Евразийского Экономического Союза, в который входят Казахстан, Россия, Белоруссия, Кыргызстан и Армения. Астана в результате такого воплощения в жизнь идеи Нурсултана Назарбаева, высказанной им еще в 1994 году, в ходе официального визита в Россию, получила беспрепятственный вход для своих товаров на рынки четырех постсоветских государств, а также на рынки ряда стран, образовавших с ЕАЭС зоны свободной торговли (к примеру, с Вьетнамом).

В настоящее время участниками Евразийского союза и Пекином рассматривается возможность установления подобного режима и с Китаем. С которым, впрочем, Астана и так ведет активное экономическое сотрудничество в рамках возрождения Великого Шелкового Пути – проекта, предполагающего не только развитие торговой инфраструктуры на маршруте Китай – Европа, но и разворачивание на этом пространстве сопутствующих производств. Одновременно Казахстан активно привлекает в страну иностранных инвесторов из США, Европы и мусульманского мира, становясь сосредоточением экономических интересов множества государств с самым различным устройством. Не сталкивая эти интересы, а обеспечивая взаимодействие и вполне мирное их сосуществование на своей территории.

И эта модель сосуществования разнонаправленных интересов в экономике вполне может быть спроецирована Астаной и на свою деятельность в качестве непостоянного члена Совбеза ООН. Ибо, как показывает практика, ничто так не сближает страны в их политических воззрениях, как взаимовыгодное экономическое сотрудничество…

217
Загрузка...