Бакытжан Сагинтаев. Архивное фото

Премьер-министры Казахстана: пост сдал пост принял

307
(обновлено 01:52 14.09.2016)
Казахстанские политологи считают, что приход "тяжеловеса" Карима Масимова на должность главы КНБ привнесет реформу в работу спецслужбы, а Бакытжан Сагинтаев обеспечит преемственность в деятельности правительства.

АСТАНА, 9 сен – Sputnik. Смена премьер-министра Казахстана, произошедшая буквально с началом политического сезона, не была неожиданной, гораздо больше интереса вызвала новая должность экс-главы Кабмина Карима Масимова, который получил статус главного "чекиста" страны.

Масимов 8 сентября покинул пост премьер-министра и был назначен председателем КНБ Казахстана.

"В нынешней политической системе перемещение премьер-министра не играет никакой роли для самой системы. Отставка Масимова, по крайней мере, для людей, владеющих информационным полем, вряд ли была неожиданной. Фигуру такого рода, а он является неким тяжеловесом, можно убрать с поста премьер-министра, но не менее сложная задача найти ему подходящее место", — сказал политолог Досым Сатпаев в интервью Sputnik.

Почему ушел Масимов?

По мнению Сатпаева, причины все те же и не менялись за последние годы: сложная экономическая обстановка, неэффективная реализация государственных программ, несовершенный бюрократический аппарат, не способный эффективно построить работу.

"Как день сурка, премьеры уходят и приходят, а проблемы остаются прежними", — констатировал политолог.

Не понижение

Рассуждая о том, какое кресло мог занять Масимов при нынешнем кадровом сценарии, должность главы спецслужб наиболее подходящая для "тяжеловеса", каким он является.

"Позиция председателя КНБ – это довольно интересный ход главы государства. На самом деле пост главы спецслужб Казахстана в последнее время довольно значимый. И скорее всего, безопасность  будет приоритетом для внутренней политики Казахстана. Поэтому Кариму Масимову подобрали должность соответствующую его статусу. И это лучше, чем должность посла в какой-нибудь стране или акима региона. Это было бы явным понижением", — отметил собеседник.

Политолог предположил, что открытость Масимова обществу, какую он демонстрировал в последнее время, может положительно сказаться на работе спецслужб – экс-премьер, в частности, был одним из первых и точно самым активным ньюсмейкером социальных сетей среди казахстанской политической элиты.

"Хочется надеться, что коммуникации Карим Масимов привнесет и туда, попробует что-то изменить, внести коррективы. Я считаю, что для него лично, перемещение на пост председателя КНБ — это хороший вариант. Он будет иметь доступ к президенту, пусть и не такой частый. Но с другой стороной, президент доверил Масимову орган, который занимается государственными секретами, это тоже показатель", — заметил Сатпаев.

Он также подчеркнул, что борьба с экстремизмом и терроризмом без активного взаимодействия с обществом "будет абсолютно неэффективной мерой". Сложно предположить, что новый председатель КНБ сам будет столь же активно "чатиться" в соцсетях, как это было до сих пор – статус главного "чекиста" страны к этому не располагает. Но вот вероятность того, что от своих новых подчиненных Масимов будет требовать широко использовать соцсети в качестве эффективного инструмента для обратной связи с обществом, весьма велика.

Перемен, мы ждем перемен

Владимир Жумаканов, Нурсултан Назарбаев и Карим Масимов
Официальный сайт президента Республики Казахстан
В свою очередь политолог Айдос Сарым считает, что назначение Масимова на пост главы КНБ связана с необходимостью коренного реформирования деятельности спецслужбы.

"Хочется верить, что назначение такого тяжеловеса, как Карим Масимов в КНБ должно за собой влечь содержательные изменения. Не просто потому, что он на всех должностях проработал и ему нечего предложить. В это хочется верить меньше всего. Все-таки КНБ нужна реформа", — полагает Сарым.

"Судя по тому, что после 2011 года мы все еще находимся в состоянии повторяющихся терактов, то все (в системе спецслужбы) нуждается в том, чтобы что-то сделать, менять и реформировать", — добавил он.

Одновременно он признал, что новое назначение Масимова "было абсолютно неожиданно", в том числе, вероятно, и для высокопоставленных чиновников. "Другие позиции озвучивались и неоднократно. Эта должность даже в порядке бреда не озвучивалась", — заметил Сарым.

Политолог считает, что сейчас рано говорить "потянет он или нет" на должности главы КНБ, и является ли это для него повышением или понижением.

"Будем мерить, как это обычно, первыми ста днями, когда ознакомится с положением дел, познакомится со структурными подразделениями. Наверное, он должен выступить с каким-то весомым комментарием в пределах, не подвергающих нацбезопасность опасности, когда скажет, чем он намерен заниматься на этом посту", — подытожил эксперт разговор о Масимове.

Преемственность победила

В Казахстане, где смена премьер-министров происходит каждые несколько лет, по мнению Сатпаева, так и не смогли модернизировать бюрократический аппарат.

"Можно менять премьеров как перчатки, а бюрократический аппарат оставить прежним, итог один и тот же. Проблема Масимова, что бюрократический аппарат при нем не смогли настроить на правильную и эффективную работу. Причем эта "черная метка" была при всех наших премьерах", — полагает эксперт.

Назначение первого вице-премьера Бакытжана Сагинтаева главой Кабмина он оценивает как преемственность, о которой часто говорит глава государства, касаясь вопросов ротации кадров.

"Сагинтаев — не тяжеловес, хотя неплохо показал себя в работе земельной комиссии как модератор, но он не является политическим тяжеловесом и особо доверенным в глазах президента. Он технический менеджер, он не фигура, которая сможет создать новый баланс сил среди политической элиты", — считает Сатпаев.

"Да, он знает всю внутреннюю кухню. И зачем ставить нового человека? Созданные при Масимове программы никуда не делись и они долгосрочные", — отметил эксперт.

С ним солидарен и Айдос Сарым, у которого назначение Сагинтаева премьером удивления не вызвало — в отличие от назначения Масимова на пост главы КНБ.

"Последние несколько дней я уже говорил, что с вероятностью 99,9% будет назначен Сагинтаев. Его назначение было ожидаемым, логичным. Укладывается в концепцию кадровой политики, которую вел президент страны. Он прогонял человека через разные ступени госслужбы. Среди номинантов на эту должность, на мой взгляд, он более подготовленный кандидат был", — прокомментировал политолог.

Говоря о задачах нового премьера, он упомянул о необходимости придать новую динамику работе правительства.

"Последние год-полтора правительство занималось чем угодно, но только не содержательной работой. Оно проводило реформы, как это не надо проводить, к чему привела череда земельных митингов и прочих акций протеста", — напомнил Сарым.

По его убеждению, проведению любых реформ должно предшествовать создание запроса на них в обществе, а для этого чиновникам следует работать с категориями граждан, которых это будет касаться впоследствии, привлекать общественность, привлекать экспертные сообщества к принятию решений.

"Мне кажется, как показали события последних месяцев от участия общества в процессе подготовки решения и гласных обсуждений выиграют все. И это повышает доверие общества и бизнеса к власти, к госаппарату. Такая гласность, готовность выслушивать даже тех, кто тебе неприятен, порождает атмосферу доверия и в целом улучшает принимаемые решения и их качество", — заметил эксперт.

Он не исключил, что такая перезагрузка правительства будет способствовать "появлению новой энергии и витка сотрудничества общества и власти, общества и государства".

"Если это будет учтено, у Сагинтаева есть шансы стать деятельным премьером из числа тех, которые пытались что-то делать или шли в правильном направлении", — заключил Сарым.

Отметим, что Сагинтаев работал с Масимовым бок о бок с первых дней "второго пришествия" последнего в кресло главы правительства в 2014 году. И с первых дней этой работы совмещал должность министра регионального развития с должностью первого зама Масимова. А после "исчезновения" министерства регионального развития свой статус второго человека в Кабмине Сагинтаев сохранил. Так что его в полном смысле можно считать идеальным вариантом с точки зрения преемственности и продолжения курса прежнего премьера.

В конце концов, не так давно президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, комментируя слухи о возможности масштабных пертурбаций в кабинете министров, заметил, что работой Кабмина удовлетворен – а значит, и менять его состав не видит смысла. С тех пор, видимо, оценка президентом работы правительства не поменялась – иначе на пост премьера не был бы назначен человек, который вместе с Масимовым проводил два года один и тот же курс, и менять его явно не собирается. По крайней мере, кардинально.

307
Комментарии
Загрузка...