Архивное фото сотрудника фармкомпании, производящего контроль качества лекарственных препаратов

Побочные эффекты лекарственной отрасли Казахстана

2471
(обновлено 09:41 02.07.2017)
Несвоевременное обеспечение медикаментами, нереальные условия закупок, высокая импортозависимость и низкое качество медикаментов – спикер мажилиса подверг жесткой критике фармакологическую отрасль Казахстана

АСТАНА, 12 мая — Sputnik, Айсулу Жумагулова. Спикер мажилиса Парламента РК Нурлан Нигматулин подверг жесткой критике высокие цены на лекарства в Казахстане, а также их ненадлежащее качество.

Нигматулин в пятницу выступил на парламентских слушаниях, посвященных обеспечению лекарствами в рамках гарантированного объема бесплатной медпомощи и развитию фармацевтической отрасли в РК.

Перебои с поставками

Спикер отметил, что, несмотря на достигнутые успехи, имеется целый ряд проблем. Среди них — перебои по обеспечению бесплатными и льготными лекарствами казахстанцев, страдающих определенными заболеваниями. Перебои были вызваны несвоевременным проведением тендеров компанией "СК-Фармация" и местными исполнительными органами.

Например, во многих регионах страны бывали случаи несвоевременной поставки противотуберкулезных и онкологических препаратов, причем некоторые из них не подлежат замене. Перебои в обеспечении лекарствами на амбулаторном уровне происходят практически во всех регионах в начале каждого года.

"Всем понятно, что причина этого в лучшем случае — нерадивость чиновников и некачественное планирование потребностей", — сказал Нигматулин.

По его словам, министерство здравоохранения для решения ситуации предлагает новую модель амбулаторного лекарственного обеспечения, когда большая часть закупок будет проводиться на площадке единого дистрибьютора.

"Может быть, это и правильно. Но, с другой стороны, не окажется ли лекарство хуже самой болезни? Ведь есть сегодня обоснованное опасение, что предлагаемая мера (…) может не только не решить данную проблему, но и усложнить ситуацию еще больше: деятельность самого единого дистрибьютора, коим является у нас "СК-Фармация", вызывает многочисленные вопросы как у руководства страны, так и у широкой общественности", — продолжил спикер.

Нигматулин напомнил, что в начале этого года после жесткой критики президента РК Нурсултана Назарбаева произошла смена руководства в "СК-Фармация". Антимонопольное расследование установило, что компания незаконно ограничивала доступ к оказанию услуг другим субъектам рынка.

Заоблачные цены

Вторым злободневным вопросом Нигматулин назвал ценообразование на лекарственные средства.

"Стоимость препарата — это основной показатель доступности лекарств для населения. Сейчас же зачастую главным побочным эффектом некоторых новейших лекарств является именно их заоблачная цена. Сегодня мы видим, что регулирование цен на лекарственные препараты в рамках бесплатного обеспечения граждан пока далеко от совершенства", — сказал он.

Так, при установлении предельной цены для отечественных зарубежных производителей, формулярная комиссия Минздрава пока не может опираться на адекватную информационную базу референтных цен, необходимую для сравнения и анализа.

Такой базы просто нет, отметил Нигматулин. Из-за отсутствия системного анализа утверждение предельных цен на различные медикаменты происходит достаточно субъективно.

"Например, в этом году Минздрав утвердил предельную цену на вакцину против вирусного гепатита B в сумме 148 тенге за дозу. При этом реальные цены зарегистрированных вакцин от производителя варьируются в пределах от 420 до 6 960 тенге за дозу. В прошлом году по онкологическому препарату "Доксорубицин" была установлена такая низкая предельная цена, по которой даже наши производители не смогли уложиться в ценовой коридор", — продолжил спикер мажилиса.

По его словам, такие ограничения приводят к демпинговым закупкам некачественных, несертифицированных препаратов сомнительного происхождения. В то же время эти же закупленные по демпинговым ценам лекарства затем реализуются через аптечную сеть. Но уже по завышенным ценам, которые порой превышают цены лекарств, выпущенных по самым требовательным стандартам.

Например, установлено расхождение стоимости одних и тех же лекарств, которые поставляют разные поставщики "СК Фармация".

"Препарат "Беклазон Эко" предоставлен медорганизациям Актюбинской области по цене 2 270 тенге. Этот же препарат и в эти же сроки поставлен в ЗКО уже по цене 5 950 тенге, а в Алматы препарат реализуются по цене 9 097 тенге", — привел пример Нигматулин.

Другой пример — уполномоченный орган установил на этот год цену закупки "Димедрола" в 6,99 тенге за ампулу, тогда как в розницу цена одной ампулы достигает 22 тенге.

"И никто за этим не следит, никто не контролирует, ссылаясь на пресловутый рынок. Сегодня государство регулирует у нас только 54% наименований зарегистрированных лекарств, остальные не подпадают под регулирование. Поэтому аптеки позволяют себе баловаться с ценообразованием", — отметил он.

Нигматулин заметил, что депутаты ожидают внесения правительством качественно проработанного законопроекта о ценовом регулировании лекарств в розничной сети осенью этого года.

"И хочу заверить вас, уважаемые коллеги, что депутаты поработают с данным законопроектом очень внимательно, активно привлекая к работе над ним представителей гражданского общества, НПО, научного, экспертного сообщества, бизнес-структур, так как этот сектор экономики затрагивает интересы всего населения", — заключил он.

Импортозависимость

По сведению спикера мажилиса, в прошлом году объем лекарственного импорта в Казахстан превысил объем экспорта в 43 раза.

"Ни одна отрасль, ни одно направление экономики не имеет такой импортозависимости. Многие лекарственные средства, зарегистрированные в РК, присутствуют лишь в странах СНГ, а большая часть их происхождения — Пакистан, Индия и другие страны, но при этом все эти препараты не зарегистрированы ни в США, ни в Японии, ни в Великобритании, а также других государствах-членах ОЭСР, так как не соответствуют их нормам качества", — сказал Нигматулин.

Как следствие, качественная структура импорта за последние пять лет существенно не менялась.

Вместе с тем Нигматулин отметил, что в Казахстане имеется значительный научно-технический потенциал в области разработки и производства лекарств растительного происхождения, имеется богатейшая база дикорастущего растительного сырья. Однако выход отечественных оригинальных препаратов на мировой рынок затрудняет ряд негативных факторов.

"Есть неготовность многих фармацевтических предприятий нашей страны к производству лекарственных препаратов в соответствии с требованиями международных стандартов", — сказал парламентарий.

В этой связи нужно сконцентрировать усилия на собственных ресурсах, в том числе обеспечить законодательную базу, поддержку развития казахстанского фармпроизводства. Необходимо внедрять эффективные технологии возделывания растительного сырья, обеспечить товарным сырьем производство оригинальных препаратов, ориентированных на экспорт.

Низкое качество лекарств

Также развитию отечественного производства порой препятствует лоббирование иностранных фармпроизводителей, причем не из самых технологически развитых стран мира.

"Это тем более важно, так как с вышеуказанным явлением связана еще одна актуальная проблема — низкое качество отечественных лекарств. Причиной этого, по мнению экспертов, является то, что отечественные производители не производят фармсубстанции для лекарств, а приобретают за рубежом эти субстанции ненадлежащего качества по низким ценам", — отметил Нигматулин.

Понятно, что ни о каком качестве самого препарата тут уже не может быть и речи, добавил он.

Другой серьезной проблемой является дефицит квалифицированных кадров в отрасли.

"Несомненно, будущее отечественной фармации зависит от качественного кадрового обеспечения. Сегодня в данной отрасли не хватает специалистов: технологов производства, аналитиков, клинических фармакологов, фарминспекторов", — сказал Нигматулин.

Для этого необходимо срочно просчитать потребности специалистов фарминдустрии и предпринять все меры по формированию госзаказа по подготовке высококвалифицированных кадров, заключил Нигматулин.

2471
Загрузка...