Снимок галактики NGC 6744, сделанный телескопом Хаббл

Астрономы составили список планет, где может зародиться жизнь

(обновлено 10:54 04.08.2018)
Ученые за последние несколько лет открыли свыше четырех тысяч экзопланет

АСТАНА, 2 авг — Sputnik. Астрономы уточнили положение "зоны жизни" у нескольких сотен недавно открытых экзопланет и выделили те из них, на которых существуют все необходимые условия для зарождения живых существ. Их список был опубликован в журнале Science Advances, передает РИА Новости.

"Мы сузили число самых интересных кандидатов на роль "двойников" Земли. Теперь мы можем предметно и "точечно" заняться поисками ответа на вопрос – одни ли мы во Вселенной", — рассказывает Пол Риммер (Paul Rimmer) из Кембриджского университета (Великобритания).

За последние несколько лет орбитальные телескопы "Кеплер", CoRoT, а также их наземные собратья открыли свыше четырех тысяч экзопланет и аналогичное число возможных кандидатов на эту роль. Большинство из них относится к числу "горячих" юпитеров, однако новые методики позволяют находить все больше малых планет. Растущее число потенциальных двойников Земли все чаще заставляет ученых задумываться о том, какая часть из них может поддерживать жизнь.

Существующие телескопы не позволяют получать "прямые" фотографии этих планет и изучать состав и свойства их атмосферы и поверхности, и поэтому ученые могут оценивать их жизнеспособность только по тому, находятся ли они в так называемой "зоне жизни. Под этим словом астрономы понимают "пучок" орбит, где вода может существовать в жидком виде, а воздушная оболочка планеты будет относительно стабильной.

Как отмечает Риммер, подобные расчеты положения "зоны жизни" упускают важный момент. Для запуска абиогенеза, первой стадии рождения жизни, необходима не только вода и тепло, но и "кирпичики жизни" — аминокислоты, сахара, азотистые основания и прочие сложные органические молекулы.

Подобные вещества, в свою очередь, формируются с крайне неодинаковой скоростью в окрестностях разных светил и даже в разных частях протопланетного диска. К примеру, на их формирование, как заметили Риммер и его коллеги, сильно влияет количество ультрафиолета, которое вырабатывает юная звезда.

С одной стороны, при избытке этого типа излучения органика начинает разрушаться и распадаться на более простые молекулы. С другой стороны, его недостаток ведет к тому, что скорость сборки "кирпичиков жизни" падает до почти околонулевых значений, что заметно снижает шансы на запуск полноценного абиогенеза и эволюции жизни.

Руководствуясь этой идеей, ученые просчитали количество ультрафиолета, который будет облучать "зону жизни" у каждой из землеподобных планет, открытых в последнее десятилетие. Используя эти расчеты, Риммер и его команда составили список миров, где зарождение жизни наиболее вероятно.

В их число неожиданным образом не попали одни из самых "землеподобных" планет, найденные два года назад у соседней звезды TRAPPIST-1. Оказалось, что красный карлик вырабатывает слишком мало ультрафиолета для того, чтобы на его спутниках мог запуститься абиогенез. Помимо миров системы TRAPPIST-1, аналогичная судьба постигла и других "перспективных" кандидатов на роль двойников Земли, таких как LHS 1140b и Kepler-186f.

С другой стороны, две подобных системы, Kepler-452 и Kepler-62, оказались очень близкими к Земле в этом отношении. Их спутники, расположенные внутри "зоны жизни", получали примерно такое же количество ультрафиолета, что и предполагаемая материя "зародыша" нашей планеты.

Что интересно, высокий уровень вспышечной активности на поверхности красных карликов оказался не препятствием для зарождения жизни на их планетах, как считали раньше планетологи, а главным ее "помощником".

Подобные звезды, как объясняет Риммер, вырабатывают крайне мало ультрафиолета, и вспышки на их поверхности будут единственным источником энергии, необходимой для формирования сложных "кирпичиков жизни". Все это не исключает возможности зарождения живых организмов на подобных мирах, но заметно снижает шансы на ее появление, что сужает границы ее поисков, заключают авторы статьи.

планеты, жизнь, астрономы
Анна Кикина

Единственная россиянка-космонавт отправится на МКС в 2022 году

(обновлено 16:02 27.06.2020)
Ранее Анна Кикина участвовала в проекте SIRIUS, имитирующем полет к Луне. Она станет пятой россиянкой в космосе

НУР-СУЛТАН, 27 июн – Sputnik. Россиянка Анна Кикина полетит на Международную космическую станцию в составе экипажа Роскосмоса, сообщает в Twitter-аккаунте корпорации.

"Анна Кикина отправится в составе российского экипажа на МКС через два года", - информирует Роскосмос.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Anton Gerdo (@anton.gerdo)

Как отмечает РИА Новости, последний раз женщина-космонавт от России летала в космос в 2014 году – это была Елена Серова.

Женщины-астронавты заменили батарею на МКС в открытом космосе

Анна Кикина - единственная женщина в отряде космонавтов "Роскосмоса" с сентября 2016 года. Родилась в Новосибирске в 1984 году. Мастер спорта по полиатлону (многоборье) и рафтингу. В 2005 году она завершила курсы при МЧС России, является инструктором по обучению населения основам оказания первой помощи на месте происшествий, имеет удостоверение спасателя. В ноябре 2017 года она в качестве бортинженера принимала участие в международном изоляционном эксперименте SIRIUS, имитирующем полет к Луне.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от ЦПК имени Ю.А. Гагарина// GCTC (@gctc_official)

До этого на околоземной орбите побывали четыре советские и российские женщины-космонавта: Валентина Терешкова в 1963 году, Светлана Савицкая - в 1982 и 1984 годах, Елена Кондакова - в 1994-1995 и 1997 годах и Елена Серова - в 2014 году.

NASA заменила астронавта: осенью на МКС полетит женщина

Выход в открытый космос российских космонавтов

Первый турист выйдет в открытый космос в 2023 году

(обновлено 17:19 26.06.2020)
Детали туристической прогулки по открытому космосу пока неизвестны. В то же время эксперты отрасли смотрят на предстоящее событие без оптимизма

НУР-СУЛТАН, 25 июн – Sputnik. Российская ракетно-космическая корпорация (РКК) "Энергия" и американская Space Adventures Inc. подписали контракт на осуществление в 2023 году краткосрочной экспедиции двух участников космического полета на борту корабля "Союз МС" на российский сегмент Международной космической станции (МКС).

"Планируется, что в ходе экспедиции один из участников космического полета совместно с профессиональным российским космонавтом совершит выход в открытый космос из Российского сегмента МКС", - говорится в сообщении на сайте РКК "Энергия".

Сколько будет стоить выход в космос для туриста

Глава одной из экспертных организаций космической сферы России, Института космической политики Иван Моисеев полагает, что стоимость такой космической туруслуги обойдется желающему в 200 миллионов долларов.

По его словам, это будет очень дорогое удовольствие для туриста, потому что при этом расходуется ресурс российских скафандров "Орлан" на станции, количество выходов в которых ограничено. Кроме этого, добавляются затраты на тренировки

"Это 200 миллионов долларов - полет вместе с выходом в открытый космос. Это если отталкиваться от цены в 50 миллионов за недельный полет", - заявил Моисеев в интервью РИА Новости.

Не выход, а вынос в космос

Космический турист не сможет самостоятельно действовать за пределами МКС без длительных тренировок, и его всюду придется сопровождать опытному космонавту, рассказал РИА Новости космонавт, Герой России, рекордсмен по суммарному времени нахождения в космосе (878 суток) Геннадий Падалка.

"Космонавт готовится годами, тренируется, проводя в гидролаборатории под водой и на специализированных тренажерах десятки и сотни часов. Это большой риск. Понятно, что туристы не будут готовиться так тщательно к выходу в космос. Но в таком случае я бы не назвал это выходом в открытый космос. Это называется "вынос туриста" в открытый космос", - сказал Падалка.

Если туриста подготовят к выходу в сжатые сроки, это приведет к обесцениванию и дискредитации профессии космонавта, считает Падалка. В случае, если сама подготовка и выход туриста в открытый космос окажутся настолько просты, полагает Падалка, руководству Центра подготовки космонавтов следует поменять отношение к представлениям космонавтов к государственным наградам.

Компания Илона Маска отправила космический корабль на МКС

Также он высказал мнение, что на такой шаг Роскосмосу пришлось пойти из-за конкуренции с Илоном Маском.

"Нашей ракетно-космической отрасли приходится выживать, зарабатывать деньги, это нормально, чтобы туристы не ушли к Илону Маску на его Dragon и к Boeing на Starliner. Им нужно предлагать уникальные возможности", - сказал космонавт.

Закат эпохи МКС

Возврат к практике космического туризма может говорить о том, что Международная космическая станция не интересна ведущим державам и после 2024 года может прекратить работу, считает член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Андрей Ионин.

"Я думаю, России надо готовиться, что никакого продления срока жизни МКС после 2024 года не будет, потому что у Соединенных Штатов новые цели – это Луна, и туда будут направлены основные средства. А трех миллиардов долларов, чтобы содержать станцию, сейчас у американцев нет, и они об этом прямо говорят", - отметил эксперт в интервью РИА Новости.

Женщины-астронавты вышли в открытый космос - видео

Ранее, в период с 2001 по 2009 год, РКК "Энергия" и Роскосмосом по контрактам с компанией Space Adventures Inc. было успешно выполнено восемь краткосрочных коммерческих полетов на Российский сегмент МКС на кораблях "Союз". Космическими туристами стали: Деннис Тито (США, 2001), Марк Шаттлворт (Великобритания, 2002), Грег Олсен (США, 2006), Анюше Ансари (США, 2006), Ричард Гэрриотт (США, 2008), Чарльз Симони (США, 2007, 2009) и Ги Лалиберте (Канада, 2009).

турист, МКС, Роскосмос, космос
Врач

Осужденный хирург ухаживает за заключенными в тюремной больнице

Мужчина признается, что остается врачом, несмотря на то, что находится в заключении, и готов прийти на помощь больным

ПАВЛОДАР, 11 июл – Sputnik. Хирург, осужденный за преступление, не связанное с медицинской деятельностью, ухаживает за пациентами в больнице исправительного учреждения, сообщила Sputnik Казахстан пресс-служба департамента уголовно-исполнительной системы по Павлодарской области.

Казахстанки-заключенные соревновались в дизайне масок

По информации ведомства, у 58-летнего Берика - многолетний опыт работы хирургом. Осужден он за растрату - преступление, не связанное с медицинской деятельностью - на срок более 7 лет. До конца срока ему еще - 5 лет.

Осужденный хирург помогает в лечение пациентов-заключенных
ДУИС Павлодарской области
Осужденный хирург помогает в лечение пациентов-заключенных

Высшее образование он получил в Алматы по специальности "Лечебное дело". После окончания вуза в 1990 году, работал хирургом в Алматы и Астане (ныне Нур-Султан) пока не попал в места лишения свободы в 2018 году. В своей практике Берик сделал немало судьбоносных операций, как для взрослых, так и для детей, приходилось и принимать роды.

Выпускник в 40 лет: осужденный из Павлодара окончил школу

При учреждении средней безопасности АП-162/2 Павлодара уже более полувека функционирует Центральная соматическая больница. Именно сюда привозят осужденных на лечение со всех регионов республики, в этих стенах спасено немалое количество жизней заключенных.

Желание Берика быть профессионально полезным поддержала администрация учреждения. И он ухаживает за пациентами в больнице.

"Сейчас я помогаю местным медикам, измеряю температуру и давление, ухаживаю за больными заключенными. Болезни не важно, судим ты или нет. Чтобы помогать, не обязательно быть кем-то. Я врач и, несмотря на то, где нахожусь, остаюсь им", - говорит Берик.

В больнице проходят лечение 13 заключенных из разных регионов. В основном это - послеоперационные пациенты.

Сетки из пластиковых бутылок научился делать заключенный в Петропавловске

"В самом учреждении отбывает наказание более 300 осужденных", - говорится в сообщении уголовно-исполнительного ведомства.