Казахские обереги и их тайны: как кочевники прогоняли злых духов

© Sputnik / Виталий Аньков / Перейти в фотобанкФилин
Филин  - Sputnik Казахстан
Подписаться
Во времена тенгрианства люди в степи верили, что есть хорошие и плохие духи. К первым относили, например, духов предков – аруахов, ко вторым – джинов-бесов. Чтобы избавиться от нечистой силы, применялись различные практики

Одна из них - кружение вокруг больного, в переводе на казахский – "айналайын". Чокан Валиханов писал, что это слово у казахов самое нежное и самое верное выражение любви, ведь, кружась около больного, человек забирал себе всю боль.

Почему форма тумара треугольная

В качестве оберегов от всевозможных жизненных бед использовали тумары. Чаще они были треугольной и цилиндрической формы. С приходом ислама тумары стали использоваться как футляры для молитв, их начали носить на шее. Треугольная форма оберега может восходить к представлениям о солнечном луче, женской плодовитости.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Шежіре на заказ (@shezhire)

Что делали с насильниками в казахской степи

В чем сила перьев филина

С доисламского периода степняки верили, что от злых духов сохраняют голова филина, когти и перья птицы. Амулеты с изображением животных и птиц были порождением шаманизма и митраизма.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Атырау 🏡 Алматы🛣 (@zhanarakorgan)

Перья филина привязывали к юрте и к колыбелям детей, пришивали на детскую одежду, настенные ковры, головные уборы, а также подвязывали к домбре, чтобы оградить акына от сглаза. Такая традиция сохраняется и по сей день.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от ⚜️𝓢𝓾𝓵𝓽𝓪𝓷𝓸𝓿𝓪 𝓐𝔂𝓪𝔃𝓱𝓪𝓷⚜️ (@__kairatkyzy04)

Интересно, что сова для казахов была и представителем злых сил. Было поверье, что злые силы не причиняют ничего дурного тем, кто обладает частью совы, так как принимают за своих.

В то же время эта птица почиталась по-особому: амулеты из совы было получить трудно, так как в священную птицу не стреляли. Двойственное отношение к сове можно заметить на амулете "уки аяк". Он представляет собой пару когтей в серебряной оправе, смоделированных завитками вверх.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от 🗯𝙲𝚎б𝚎Б𝚒🗯 (@sebe_b)

Раковины каури

Действенным оберегом считали и раковины каури. Их называли "жылан бас" – змеиная голова. Образ змеи и сегодня можно увидеть в казахском прикладном искусстве. Змея и раковина каури символизировали женское начало и плодородие.

Раковинами каури и бусами "көзмоншақ", которые имитировали глаз, украшали головные уборы девушек. В степи верили, что так можно предотвратить сглаз.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от 𝓖𝓾𝓵𝓼𝓪𝔂𝓪 𝓨𝓫𝔂𝓻𝓪𝓲 🧿 (@avangard_31)

"Есть и животные, которых боятся черти. Например, при родах – верблюда-самца и ежа. К колыбели детей привязывают ежовые иглы, а при родах кладут их на страждущую. Замечательно, что волосы русского человека употребляют также в числе средств для изгнания болезни", - писал Валиханов.

Почему казахи оставляли мальчикам косичку на макушке

Сила сережек

С древних времен оберегом казахи считали серьги, поэтому женщины носили их с детства и на всю жизнь.

© Sputnik / Тимур БатыршинДевушка в национальном костюме
Казахские обереги и их тайны: как кочевники прогоняли злых духов - Sputnik Казахстан
Девушка в национальном костюме

С покойниц снимали все украшения, кроме серег. Считалось, что, если этого не сделать, в уши проползет змея. Если надо было снять серьги, то приходилось рвать мочки ушей.

Магическая природа серег усиливалась символикой: их части были в форме змеи, пики, солнца, месяца, спирали. Старшее поколение и сегодня считает серьги оберегами, серьги обязательно входят в придание невесты.

Верили в степи и в силу перстней. До наших дней дошла выражение: "чтобы пища была чистой, на руках должен быть перстень". Неспроста на сороковой день после рождения ребенка в воду для купания бросали серебряное кольцо.

Зачем казахские батыры носили серьгу

Отпугивать нечистую силу призваны были украшения для волос. Считалось, что в волосах обитает часть души, поэтому косы нельзя стричь, а вычесанный волос не бросали.

Сегодня во многих казахских женских украшениях встречаются подвески в виде конусовидных, фигур, имитирующих колокольчики. Казахи верили, что такие подвески своим шумом или звоном защищали от темных духов.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от "Адайкелiн" жобасы/МАҢҒЫСТАУ (@adaikelin)

Оберегом был также пояс серебряными бляхами, который зачастую имел символическую форму солнца, рыбы, совы.

Источники:

Семантика казахских украшений, Ш. Ж. Тохтабаева , 1991 год.

Собрание сочинений в пяти томах, Чокан Валиханов, 1985 год ("Следы шаманства у киргизов")

Генезис религиозности в Казахстане, М.С. Орынбеков, 2013 год

Мир - космическое мифологическое мышление в тенгрианстве-шаманизме и индуизме: сравнительный анализ, Л.Г.Ерекешева, 2016 год.

Лента новостей
0